Найти в Дзене
Последний блог

3 правила психологической безопасности в общении.

Как не наносить психологических травм в повседневном общении? Как отстаивать свое мнение и не разрушать отношения с окружающими? Из этой статьи вы узнаете 3 правила психологической гигиены, которые в этом помогут.
Профессионализм обязывает следовать правилам безопасности, и сфера психологии – не исключение. Но если психологи изучают правила гигиены общения, то поведение остальных людей иной раз

Как не наносить психологических травм в повседневном общении? Как отстаивать свое мнение и не разрушать отношения с окружающими? Из этой статьи вы узнаете 3 правила психологической гигиены, которые в этом помогут.

Профессионализм обязывает следовать правилам безопасности, и сфера психологии – не исключение. Но если психологи изучают правила гигиены общения, то поведение остальных людей иной раз ужасает. К сожалению, перечисленным рекомендациям не всегда следуют и специалисты. Поэтому эта статья будет полезна тем, кто:

1️⃣ хочет создать вокруг себя психологически комфортную и безопасную среду,

2️⃣ хочет или уже обратился к психологу; тогда проверьте его или ее на соблюдение профессиональной этики,

3️⃣ работает психологом, психотерапевтом, коучем или другим помогающим практиком, тогда проверьте себя на соблюдение гигиены общения с клиентами.

❗️Правила психологической гигиены

1️⃣ Я-высказывания

Чтобы соблюдать это правило, говорим за себя. Не обобщаем про всех людей и не додумываем про собеседника. Примерьте на себя: вам нравится, когда решают за вас?

Нет Ты не прав

Да Я с тобой не согласен

Нет Все мужики козлы/Все бабы дуры

Да Мне приходилось общаться с неприятными представителями противоположного пола

Нет  Никто так не делает

Да Я бы так не поступил

-2

2️⃣ Безоценочность

В этом правиле говорим о фактах и избегаем ярлыков и оценок. Важно сохранять объективность и не вводить собеседника в заблуждение, навязывая свое мнение и выдавая его за истину.

Нет Ты поступаешь плохо

Да Твой поступок приведет к таким последствиям (приводим конкретные и наиболее вероятные последствия)

Нет Ты не можешь…/У тебя не получится…

Да Я вижу, что есть риск… (здесь конкретно обозначаем, в чем он заключается)

Нет Как можно было это сделать?!

Да Меня рассердило твое поведение.

Вопросы «Почему?» и «Зачем?» тоже оценочные, т.к. предполагают, что человек не должен так поступать. Поэтому заменяем на «Из-за чего?» и «Какая причина?».

-3

3️⃣ Эмпатия и бережное отношение к чувствам

Психологическую безопасность создает в том числе уважение к мотивам и эмоциям. Для этого важно проявлять эмпатию - изучать их, учитывать и относиться бережно. Помним правило №1: чтобы не выдумывать, лучше спросить. Также важно правило №2: не оцениваем чувства как хорошие или плохие, а отмечаем их появление по факту.

Нет Как можно было это сделать?!

Да Из-за чего ты так поступил(а)?

Нет Мальчики не плачут/девочки не кричат

Да Ты имеешь право проявлять свои эмоции

Нет Хватит ныть!

Да Я вижу, что тебе плохо. Сейчас я не готов(а) тебя выслушать.

В последнем примере важно заметить и признать чувства человека. Не готовы к эмоциональным излияниям - сообщаем об этом при помощи я-высказываний.