Как не наносить психологических травм в повседневном общении? Как отстаивать свое мнение и не разрушать отношения с окружающими? Из этой статьи вы узнаете 3 правила психологической гигиены, которые в этом помогут.
Профессионализм обязывает следовать правилам безопасности, и сфера психологии – не исключение. Но если психологи изучают правила гигиены общения, то поведение остальных людей иной раз ужасает. К сожалению, перечисленным рекомендациям не всегда следуют и специалисты. Поэтому эта статья будет полезна тем, кто:
1️⃣ хочет создать вокруг себя психологически комфортную и безопасную среду,
2️⃣ хочет или уже обратился к психологу; тогда проверьте его или ее на соблюдение профессиональной этики,
3️⃣ работает психологом, психотерапевтом, коучем или другим помогающим практиком, тогда проверьте себя на соблюдение гигиены общения с клиентами.
❗️Правила психологической гигиены
1️⃣ Я-высказывания
Чтобы соблюдать это правило, говорим за себя. Не обобщаем про всех людей и не додумываем про собеседника. Примерьте на себя: вам нравится, когда решают за вас?
❌Нет Ты не прав
✅Да Я с тобой не согласен
❌Нет Все мужики козлы/Все бабы дуры
✅Да Мне приходилось общаться с неприятными представителями противоположного пола
❌Нет Никто так не делает
✅Да Я бы так не поступил
2️⃣ Безоценочность
В этом правиле говорим о фактах и избегаем ярлыков и оценок. Важно сохранять объективность и не вводить собеседника в заблуждение, навязывая свое мнение и выдавая его за истину.
❌Нет Ты поступаешь плохо
✅Да Твой поступок приведет к таким последствиям (приводим конкретные и наиболее вероятные последствия)
❌Нет Ты не можешь…/У тебя не получится…
✅Да Я вижу, что есть риск… (здесь конкретно обозначаем, в чем он заключается)
❌Нет Как можно было это сделать?!
✅Да Меня рассердило твое поведение.
Вопросы «Почему?» и «Зачем?» тоже оценочные, т.к. предполагают, что человек не должен так поступать. Поэтому заменяем на «Из-за чего?» и «Какая причина?».
3️⃣ Эмпатия и бережное отношение к чувствам
Психологическую безопасность создает в том числе уважение к мотивам и эмоциям. Для этого важно проявлять эмпатию - изучать их, учитывать и относиться бережно. Помним правило №1: чтобы не выдумывать, лучше спросить. Также важно правило №2: не оцениваем чувства как хорошие или плохие, а отмечаем их появление по факту.
❌Нет Как можно было это сделать?!
✅Да Из-за чего ты так поступил(а)?
❌Нет Мальчики не плачут/девочки не кричат
✅Да Ты имеешь право проявлять свои эмоции
❌Нет Хватит ныть!
✅Да Я вижу, что тебе плохо. Сейчас я не готов(а) тебя выслушать.
В последнем примере важно заметить и признать чувства человека. Не готовы к эмоциональным излияниям - сообщаем об этом при помощи я-высказываний.