Одна из самых значительных фигур в медицине 20 века и секрет ее молодости
Накануне 2009 года 101 летняя Рита Леви-Монтальчини дала последнее интервью. Она только-только оставила работу со студентами в научном центре - перелом бедра, пришлось перенести научную деятельность в свою римскую квартиру.
Какое на ваш взгляд самое значительное открытие 20 века? - спросила ее журналист Concita De Gregorio
Ха, и вы у меня спрашиваете? Интернет конечно.
Килограммы премий, увенчавшиеся Нобелем за достижения в медицине, научные статьи и весьма преклонный возраст абсолютно не влияли на ее способности ясно воспринимать окружающее.
“Интернет, - сказала Concita De Gregorio после интервью, - она отлично понимает всю громадною значимость явления и то, что мы на пороге другой эры”
Жизнь в трех частях
- Возможности делать что хочет Рита добивалась отчаянно. Для родившейся на заре 20 века девушки из еврейской семьи разговор о научной карьере явно попахивал крамолой и фантастикой. Но она была упрямой и в итоге взяла отца измором - в 1930 окончила медицинскую школу и стала ассистенткой Джузеппе Леви. О Леви вы сможете прочесть в романе его дочери, Натальи Гинзбург, “Семейные беседы”. После прихода к власти фашистов работать ей запретили и Рита организовала научную лабораторию дома, в своей спальне.
В итоге в 1939-м ей пришлось уехать в Бельгию, но вскоре, Гитлер и война вынудили семью вернутся в родной Турин. С 43-го и до освобождения Леви-Монтальчини с семьей, напомню она еврейка, прятались по подвалам у друзей и знакомых во Флоренции. Затем была эпидемия тифа когда она работала в военном госпитале у союзников.
- В 1946 Виктор Гамбургер пригласил ее принять участие в научных исследованиях в США. Там, в Washington University Stanley Cohen она, на пару со Стенли Коэном, и сделает то самое открытие увенчавшее Нобелем ее карьеру. Развитие “факторов роста”, в частности NGF.
Ее открытия - механизмы развития шизофрении, серьезно повлияли на методы диагностики и лечения болезни.
Небольшой любопытный факт - уровень этих самых NGF в организме влюбленного человека сильно превышает норму, а у шизофреников сильно ниже ее.
- В Италию Рита вернулась в 1977. Римская лаборатория Леви-Монтальчини стала одним из крупнейших центров медицинских исследований мира. Там, в научном центре посвященном исследованиям рассеянного склероза и в основанном ею научном центре Fondazione Ebri, она работала вплоть до своей смерти в 2012.
“Она упорно вставала 4 утра и поражала всех своей необычной цепкой памятью”, - вспоминает близкий к ней сотрудник института Piero Ientile.
Кроме научных работ Рита много сделала для общества, особенно в области женского образования. Основанный ею фонд поддерживал стипендиями талантливых студентов, она активно работала с “зелеными” и в Парламенте, Рита была пожизненным сенатором, сражалась за права женщин.
Жизнерадостное упрямство и работоспособность Риты - самые яркие черты ее характера. От себя однако замечу, активную работоспособность вплоть до 103 лет - вот что хотелось бы пожелать всякому. “Тело делает что хочет, но я есть мозг”, говорила она практически до последнего дня и шла работать.
СПАСИБО, ЧТО ДОЧИТАЛИ! и если понравилось, ставьте LIKE и подписывайтесь на канал.