Каждый владелец стоматологической клиники сталкивался с вопросом рекламы, продвижением своих услуг на рынке. Маркетинг в стоматологии кардинально отличается от любого другого вида услуг. У разных клиник и врачей, при равных составляющих (расположение, прайс, количество лет на рынке) могут быть абсолютно разное количество пациентов. Так от чего же это зависит?
Откуда берутся первичные пациенты?
Рекомендации знакомых
Так называемое "сарафанное радио", делятся на рекомендации в клинику и рекомендации к доктору. Рекомендация в клинику - человек, проходивший терапевтическое лечение в клинике, рекомендует ее своему знакомому, которому необходимо ортодонтическое лечение, в данном случае он обратиться к ортодонту данной клинике. Рекомендация к доктору - прямая рекомендация с аналогичной проблемой к одному специалисту. Данный вид первичных пациентов позволяет определить качество работы клиники и ее специалистов.
Реклама в Интернете
Самый большой блок получения первичных пациентов. В нее входят пациенты, которые записавшись в клинику говорят, что узнал о ней в Интернете, прочитал отзывы и решил записаться, нашел в соцсетях, нашел на Яндекс карте и тд.
Наружная реклама
Реклама здания. Те пациенты, которые пришли в клинику по вывеске.
Какой самый эффективный блок?
Если клиника занимается Интернет рекламой, работает над своим сайтом и другими каналами рекламы, то однозначно - это Интернет.
70% - Интернет реклама
20-30% - Рекомендации
0-10% - Реклама здания
Проценты составлены от общего количества первичных пациентов.
Данные могут различаться и зависят от региона, в котором находится клиника. Где-то будет работать лучше интернет источники, где-то "наружка".
Рекламные каналы в стоматологии
Сайт
Работа над сайтом стоматологической клиники - это основной инструмент при ее продвижении. В данном случае ведется работа над постоянным увеличением поискового трафика (людей, которые ищут услуги в поисковых системах Яндекса, Гугла). По нашим статистическим данным на 30-40 переходов с поиска приходится 1-1.5 звонка первичных пациентов.
Как быстро можно этого добиться?
По Москве (самом конкурентном регионе) с новым сайтом за 2-3 месяца не используя другие каналы рекламы. Для других регионов это можно сделать быстрее.
На сайте обязательно иметь уникальный текстовый и графический контент.
Пример продвижения стоматологического сайта.
Социальная сеть Instagram
Инстаграм для стоматологических клиник представляет собой личную страничку доктора или страницу клиники, как бренда в целом. Это позволяет задать вопрос доктору напрямую и получить ответ. Своего рода Инстаграм - это бесплатная консультация стоматолога онлайн, через которую доктор записывает на прием пациента.
Для качественной работы необходимо ежемесячно от 10 до 20 фотографий (фото работ доктора, полезная информация вопрос - ответ, личные профессиональные фото).
Подробнее о специфике разных страниц:
1) Раскрутка доктора. Наибольший отклик получает именно этот вид. Создается страница доктора, добавляются фото работ, личные фотографии врача, дипломы, сертификаты. 2) Аккаунт клиники. Очень хорошая брендовая реклама. Большое количество людей узнает именно о клинике как о бренде. Ведется общий профиль компании. Выкладываются специалисты, работы, фото клиники, и иной интересный контент. 3) Реализация акции. Под какую то определенную акцию создается дополнительная страница в Инстаграме, с переходом на сайт клиники, люди переходят на него, получая более дентальную информацию и увеличивая обратный отклик.
Другие социальные сети
1) В Контакте. Данная социальная сеть очень интересна с точки зрения ретаргетинга.
Ретаргетинг – это рекламный механизм, посредством которого онлайн - реклама направляется пользователям, посетившим ранее сайт рекламодателя.
Иными словами мы отслеживаем посетителей вашего сайта, какие страницы просмотрены данным посетителем, какие услуги ему интересны. И если данный человек зарегистрирован ВКонтакте, мы начинаем показывать ему эту рекламу на его странице, с целью возврата данного «пациента» на наш сайт. Из опыта, лишь 10% заказывают услугу или покупают товар с первого посещения сайта, и до 50% совершают звонок, посещая и возвращаясь на сайт повторно.
Также через данную соцсеть имеет смысл продавать некоторые виды услуг, под определенную категорию людей. Например, «виниры», собирается база моделей, стюардесс, фитнес, иными словами ЦА, которой может быть интересна услуга, и показывается им на страницах. Цена перехода из рекламы ВКонтакте гораздо ниже, чем из контекстной рекламы и составляет около 20 рублей/переход.
Из графика ниже видно количество переходов и количество потраченных денег (4794/198=24 рубля).
2) Фейсбук. Данная социальная сеть представляет собой также определенную ЦА, безусловно нужно заниматься раскруткой «бренда» и там, но она не имеет таких возможностей как это есть у ВКонтакте. Средняя цена записи на услугу составляет в районе 4-5 тысяч рублей, что достаточно дорого, и то в данном случае это стоимость именно записи, а не посещения клиники или оказание в ней услуги. Иными словами там должно быть представительство у клиники с органическим развитием.
3) You Tube. Если нет канала на You Tube, то его необходимо сделать. Огромный ресурс, огромное количество людей ищут там те или иные услуги, смотрят видео по всяким процедурам. У каждой компании должно быть обязательно презентационное видео, видео по услугам. В общем очень желательно, чтобы в клинике этому внимание уделяли.
Вкладывать деньги и развивать канал смысла нет - очень затратно. Но загружать туда видеоролики, снятые в клиники, которые в дальнейшем используются на сайте необходимо.
4) Мессенджеры. Наиболее интересен Телеграм. Есть возможность создания собственного канала клиники, в котором можно выкладывать новости, акции, анонсы, либо какую то полезную информацию для читателей.
Линкбилдинг и крауд-маркетинг
Линкбилдинг – это процесс наращивания естественной ссылочной массы на сайт с целью поискового продвижения. Это составная часть сео - продвижения сайта.
Ссылки эти берутся путем общения на форумах, социальные сети, популярные блоги и порталы, всевозможные тематические каталоги. Основной акцент делается на общение на форумах. От имени вашей клиники даются рекомендации обращаться именно к вам, оставляя ссылку на сайт. Люди совершают переходы на сайт, делают звонки. В месяц таких анонсов, рекомендаций на разных форумах и ресурсах оставляется около 10-12. Процесс очень трудоемкий, многие в силу этого им пренебрегают, а очень зря, приносит очень хороший результат в комплексе с продвижением сайта.
Работа с репутацией. Отзывы
Медицинский бизнес идет на 2 месте (после туристического), где люди доверяют отзывам и опираются на мнения людей, которые находят в Интернете. Нужно заниматься написанием и размещением отзывов на крупнейших площадках и форумах в Интернете. Словосочетание «отзывы о стоматологах» в Яндексе набирают более 12000 человек ежемесячно (по 400 человек в день). А запрос «отзывы …», где вместо многоточия стоит название клиники набирают от 50 до 200 человек ежемесячно (если клиника не крупная сеть), то есть каждый день 2-4 человека интересуются отзывами о той или иной стоматологии, и от того какие отзывы они прочитают и будет зависеть придут они в эту клинику или нет.
Контекстная реклама
Бюджет формируется чаще отдельно от других видов рекламы. Самые нужные запросы и наиболее конверсионные - это территориальные. Если реклама делается в Москве, то берутся станции метро, проспекты, улицы, то же самое касается других крупных городов с ярко выраженным территориальным признаком бизнеса. Для менее крупных городов будет достаточно использовать слово "стоматология" + название населенного пункта.
Что касается рекламы услуг, таких как "имплантация зубов", "протезирование зубов", "брекеты" и другие, то здесь необходимо помнить ряд правил, прежде чем запускать рекламу:
а) изучите конкурентов, которые уже сейчас рекламируются по запросам. Ваше предложение должно входить в 20-30% лучших предложений по цене, чтобы данная реклама была результативной.
б) страница на которую делается контекст должна быть полностью заполнена (цены, фото работ, отзывы, врачи, форма обратной связи), что увеличит максимально ее конверсию.
Контекстная реклама требует, помимо знаний в ее настройке, постоянной аналитики. Поэтому лучше доверить ее ведение специалистам.
Оплата за пациента
Такие порталы как docdoc, infodoctor и еще некоторые площадки. Но дело в том, что люди попадают на эти площадки только набрав ФИО того или иного врача. Эти площадки выходят одни из первых по данным запросам, человек посещая их записывается к специалисту, хотя он бы это мог сделать и с сайта клиники, где работает врач. Тем самым клиника платит за пациента, который и так бы в ней оказался. Поэтому в данном случае использование этих сервисов не несет никакой выгоды для клиники.
Стоматология в цифрах
Ø 100 первичных звонков дают 75 записавшихся в клинику. Из этих 75 записавшихся приходит 50. Из этих 50 где - то 30-35 оставляют деньги. Итого на 100 звонков с интернета приходится 30-35 пациентов (каждый 3 звонок).
При нормальной конверсии сайта на 30-40 переходов с поиска (Яндекс и Гугл) приходится 1 первичный звонок.
Бонус
А теперь, приятный бонус для всех, дочитавших статью 🎁
Абсолютно бесплатный анализ вашего стоматологического бизнеса (сайта, соцсетей и всего в целом) и рекомендации по улучшению. Для этого пишите в личные сообщения через канал 📨