«Римскому католику, чтобы сделаться православным, надлежит лишь отвергнуть главенство Папы и прившедшие через то ложные догматы», — утверждал бывший католический аббат, ставший православным священником
Это описание пути, по которому прошёл сам архимандрит Владимир (Гетте Рене Франсуа) (01.12.1816, Блуа, Франция — 20.03.1892, Люксембург), православный богослов, церковный историк и яркий полемист.
Он был католическим аббатом. В 1847–1856 гг. написал 12-томную историю французской Церкви. История попала в католический «Индекс запрещённых книг». С 1855 года Гетте в основанном им журнале L'Observateur catholique резко критиковал ультрамонтанов-папистов, а также новый католический догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Он утверждал, что институт папской власти возник только в IX веке и не имеет Божественного основания. С 1858 года издавал журнал L'Union Chrétienne, где вёл полемику с католическими богословами, а также с Владимиром Соловьёвым.
Особое раздражение в католических кругах вызвало его исследование об иезуитах. Впервые книга Histoire de Jésuites, composée sur les documents authentiques en partie inédits (Paris, 1858–1859) была издана на французском языке, а на русский была переведена и издана в Москве в 1911–1913 гг.
«Иезуитский орден, — писал автор, — имел восторженных апологетов, фанатических приверженцев и страстных противников. Был ли у него беспристрастный историк? Не думаю. Вот почему я предпринимаю этот труд. Я хочу представить беглый, но в то же время полный обзор разнообразных и многочисленных событий, составляющих летопись знаменитого ордена, основываясь исключительно на документах, подлинность и достоинство которых не подлежат сомнению. Иезуиты управляли Церковью и многими государствами; в их руках находилось дело народного просвещения, они втирались в доверие к правителям и папам, пробирались в семейства, накапливали огромные богатства, основывали бесчисленные учреждения, пользовались необычайной властью во всём мире. Достигли ли они такого могущества при помощи знаний и добродетелей или же путём тайных интриг и хитрости?»
Глубокое погружение в историю древней Церкви привело Гетте к размышлениям о папизме.
Как позже рассказывал сам архимандрит Владимир в своих воспоминаниях, «я сделался православным, не прочитав ни одной православной книги, и исключительно благодаря изучению Отцов, определений первых Вселенских соборов и неоспоримых фактов истории».
В 1861 году Гетте подал прошение Ревельскому епископу Леонтию (Лебединскому) о присоединении к Православной Церкви. В 1862 году он перешёл в Православие с оставлением в сущем сане и принял имя Владимир. Служил в соборе Святого Александра Невского в Париже на французском языке.
Как историк он «проверял тексты Отцов Церкви, указывавшие на то учреждение, которое мне выдавали за божественное. Я пришел к убеждению, что все тексты Отцов, приводимые в пользу папства, извращены, искажены и далеки от прямого смысла. С ужасом увидел я, что мне преподавали как догмат божественный и традиционный несомненное заблуждение, противоречащее Писанию и Преданию, положенному Отцами Церкви… Я написал и доказал, что папство есть не что иное, как первенство чести, установленное Церковью во время первых Вселенских соборов».
В следующем, 1863 году о. Владимир (Гетте) издал свою знаменитую книгу La papaute schismatique, ou Rome dans ses rapports avec l'Eglise orientale («Схизматическое папство», Paris, 1863), переведённую затем на многие европейские языки. За написание этого исследования он был удостоен Московской духовной академией степени доктора богословия.
В 1875 году архимандрит Владимир принял русское подданство, но из-за сильного давления был вынужден эмигрировать в Люксембург.
После смерти погребён на Батиньольском кладбище в Париже.
Автор: Михаил Смолин