Найти в Дзене

Конец Железного Шурика. Как комический герой помог Брежневу убрать главного политического конкурента

Оглавление

Конец Железного Шурика. Как комический киногерой помог Леониду Ильичу Брежневу победить своего главного политического конкурента.

Александр Демьяненко в роли Шурика. Фото из открытых источников
Александр Демьяненко в роли Шурика. Фото из открытых источников

Все знают Шурика – киногероя Александра Демьяненко, который впервые появляется в фильме «Операция «Ы» (1965), потом блистает в «Кавказской пленнице» (1967), а затем превращается во взрослого ученого Александра Сергеевича Тимофеева в экранизации булгаковской пьесы «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).

Но мало кто в курсе, что сначала этого героя звали совсем иначе.

Почему его переименовали? И почему именно в Шурика? И как имя этого киногероя помогло, в конце концов, Леониду Ильичу Брежневу взять верх над своим политическим конкурентом?

Сначала Шурика звали Владиком Арьковым. Он и в сценарии, написанном Костюковским и Слободским, был таким, как получился в итоге в фильме: умным, добрым, честным, нескладным, нелепым. Но потом, уже в процессе съемок, начальство спохватилось: Владика надо переименовать.

Чем же им Владик не угодил?

«Владик, - сказали, - созвучно с Владимиром Ильичом Лениным».

-Как?! Ведь Ленин – Владимир! Уменьшительно-ласкательно – Володечка. А Владик – это Владислав.

-Не только, - ответили бдительные редактора. – Владик - это еще и Владилен.

Да, тогда, в шестидесятые, было такое довольно популярное имя: Владилен (или Владлен), сокращение от ВЛАДИмир ЛЕНин.

Что ж! Создателям фильма переименовать героя – не самая сложная задача. Но вот в кого?

Многие утверждают, что режиссер-постановщик фильма Леонид Гайдай (ставший соавтором сценария) в чем-то лепил героя с себя самого. Говорят, он и по жизни таким был: на вид нескладный недотепа, но в то же время честный и цельный. Однако назвать героя ЛЁНЕЙ главный режиссер ни в коем случае не мог. И не только потому, что неудобно.

Вспомним, когда создавался самый первый фильм про будущего Шурика: сценарий утвердили и съемки шли в 1964 году – премьера состоялась в июле 1965-го.

А в 1964-м году в СССР как раз произошел(будем называть вещи своими именами) правительственный переворот. Главного человека в стране, первого секретаря ЦК и премьер-министра Никиту Сергеевича Хрущева его коллеги по партии в октябре 1964-го отправили в отставку. И первым секретарем ЦК отныне и, как оказалось, на 18 лет вперед стал другой «Лёня»,а именно Леонид Ильич Брежнев. Совершенно понятно, что после этого «Лёней» никакой комический герой зваться в СССР не мог.

Но в числе тех партийных бонз, кто дружно смещал с поста Никиту Сергеича, был человек, о котором многие тогда говорили, что именно он вскорости подвинет в сторону Брежнева и его друзей и сам встанет у руля партии и страны. Он был намного моложе Брежнева (Леониду Ильичу в шестьдесят четвертом стукнуло пятьдесят восемь, а ему – только сорок шесть). Он долгое время руководил комсомолом, а потом – в течение трех лет – КГБ. Именно при нем агент КГБ казнил в Мюнхене Бандеру, именно он вручил звезду героя убийце Троцкого – Роману Меркадеру. В 1964-м этот человек был членом президиума (политбюро) ЦК, секретарем ЦК КПСС, зампредом Совета министров СССР и председателем комитета партийно-государственного контроля, то есть находился на самой верхушке власти. Звали его Александр Николаевич Шелепин. Отличался властным, суровым характером – поэтому очень многие за глаза называли его знаете как? ЖЕЛЕЗНЫЙ ШУРИК.

Александр Николаевич Шелепин. Фото из открытых источников
Александр Николаевич Шелепин. Фото из открытых источников

Во время переворота 1964 года его привлек на свою сторону Брежнев – но он же его и опасался, как более молодого и зубастого конкурента.

Конечно, вряд ли сам Леонид Ильич давал кинематографистам указание: «А давайте мы само имя «Шурик» дискредитируем. Покажем, что он никакой не «железный», а самый обыкновенный растяпа». Но придворные – они ведь чем обычно отличаются? Они улавливают невысказанные сигналы начальства. И, на свой страх и риск, воплощают их в жизнь. Если в итоге получается плохо – руководство всегда может поправить и одернуть, или отмежеваться. А если выйдет хорошо – царь-батюшка всегда запомнит тех, кто выслуживался.

А считать тогдашних руководителей советского кинематографа неумелыми или неопытным царедворцами ни в коем случае нельзя. Творческим объединением, в котором снимал «Операцию «Ы» Леонид Гайдай, руководил знаменитый режиссер, шестикратный лауреат Сталинской премии, трижды награжденный орденом Ленина Иван Пырьев. Киностудию «Мосфильм» с 1959-го по 1970-й год возглавлял опытный аппаратчик В.Сурин, а госкомитетом по кинематографии рулил А.Романов, кандидат в члены ЦК КПСС и депутат Верховного совета страны трех созывов. Все они знали толк в пропаганде и аппаратных интригах. И понимали, как легче всего политику справиться с конкурентом: прежде всего, сделать его смешным.

Первоначально, на этапе сценария и подготовительного периода, фильм, состоящий из трех новелл про недотепу-студента, звался «Смешные истории», а потом «Несерьезные истории». Но в конце концов имя Шурика даже вынесли в название ленты, и стала она именоваться, как мы привыкли: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Фильм стал лидером советского проката – его посмотрело почти семьдесят миллионов человек, а вскоре последовало продолжение. И снова имя комического героя прозвучало в названии: «Кавказская пленница и другие приключения Шурика».

Кстати, кинематографическому начальству тот второй фильм про Шурика сначала не понравился, и оно даже не хотело его принимать! Однако все магически переменилось после того, как картину посмотрел у себя на даче Брежнев – после его высокой оценки ленте тут же дали зеленый свет. И, надо думать, Леониду Ильичу не только сюжет и «хохмы» понравились, но и имя своего конкурента, прозвучавшее остро-комедийно. «Кавказская пленница» вышла на экраны – и снова аншлаги, кассовый и зрительский успех: 76 миллионов зрителей.

И вот что, скажите, мог противопоставить смеховой стихии «Железный Шурик» - Александр Николаевич Шелепин? Да ничего. Не выходить же на бой с ветряными мельницами.
В итоге он сражение за власть с Брежневым вчистую проиграл. Не сразу – но постепенно, тихой сапой и без резких движений Леонид Ильич опускал его все ниже и ниже. В 1967 году, как раз когда все опять смеялись над новыми приключениями Шурика, Шелепина переводят руководить советскими профсоюзами – декоративная и совсем не властная должность. А в 1975 году и вовсе задвигают – делают всего-то зампредом комитета по профтехобразованию. С 1984 года он – на пенсии.

Шелепин пережил Брежнева на двенадцать лет, но ни к какой власти больше никогда не вернулся. Мемуаров он не оставил, поэтому неизвестно: понимал ли он, какую роль в его низложении сыграло столь «удачное» для него наименование комического киногероя.

Но то, что Брежнев фильмы про Шурика (совсем не железного) очень любил – известно наверняка.