Конец Железного Шурика. Как комический киногерой помог Леониду Ильичу Брежневу победить своего главного политического конкурента.
Все знают Шурика – киногероя Александра Демьяненко, который впервые появляется в фильме «Операция «Ы» (1965), потом блистает в «Кавказской пленнице» (1967), а затем превращается во взрослого ученого Александра Сергеевича Тимофеева в экранизации булгаковской пьесы «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).
Но мало кто в курсе, что сначала этого героя звали совсем иначе.
Почему его переименовали? И почему именно в Шурика? И как имя этого киногероя помогло, в конце концов, Леониду Ильичу Брежневу взять верх над своим политическим конкурентом?
Сначала Шурика звали Владиком Арьковым. Он и в сценарии, написанном Костюковским и Слободским, был таким, как получился в итоге в фильме: умным, добрым, честным, нескладным, нелепым. Но потом, уже в процессе съемок, начальство спохватилось: Владика надо переименовать.
Чем же им Владик не угодил?
«Владик, - сказали, - созвучно с Владимиром Ильичом Лениным».
-Как?! Ведь Ленин – Владимир! Уменьшительно-ласкательно – Володечка. А Владик – это Владислав.
-Не только, - ответили бдительные редактора. – Владик - это еще и Владилен.
Да, тогда, в шестидесятые, было такое довольно популярное имя: Владилен (или Владлен), сокращение от ВЛАДИмир ЛЕНин.
Что ж! Создателям фильма переименовать героя – не самая сложная задача. Но вот в кого?
Многие утверждают, что режиссер-постановщик фильма Леонид Гайдай (ставший соавтором сценария) в чем-то лепил героя с себя самого. Говорят, он и по жизни таким был: на вид нескладный недотепа, но в то же время честный и цельный. Однако назвать героя ЛЁНЕЙ главный режиссер ни в коем случае не мог. И не только потому, что неудобно.
Вспомним, когда создавался самый первый фильм про будущего Шурика: сценарий утвердили и съемки шли в 1964 году – премьера состоялась в июле 1965-го.
А в 1964-м году в СССР как раз произошел(будем называть вещи своими именами) правительственный переворот. Главного человека в стране, первого секретаря ЦК и премьер-министра Никиту Сергеевича Хрущева его коллеги по партии в октябре 1964-го отправили в отставку. И первым секретарем ЦК отныне и, как оказалось, на 18 лет вперед стал другой «Лёня»,а именно Леонид Ильич Брежнев. Совершенно понятно, что после этого «Лёней» никакой комический герой зваться в СССР не мог.
Но в числе тех партийных бонз, кто дружно смещал с поста Никиту Сергеича, был человек, о котором многие тогда говорили, что именно он вскорости подвинет в сторону Брежнева и его друзей и сам встанет у руля партии и страны. Он был намного моложе Брежнева (Леониду Ильичу в шестьдесят четвертом стукнуло пятьдесят восемь, а ему – только сорок шесть). Он долгое время руководил комсомолом, а потом – в течение трех лет – КГБ. Именно при нем агент КГБ казнил в Мюнхене Бандеру, именно он вручил звезду героя убийце Троцкого – Роману Меркадеру. В 1964-м этот человек был членом президиума (политбюро) ЦК, секретарем ЦК КПСС, зампредом Совета министров СССР и председателем комитета партийно-государственного контроля, то есть находился на самой верхушке власти. Звали его Александр Николаевич Шелепин. Отличался властным, суровым характером – поэтому очень многие за глаза называли его знаете как? ЖЕЛЕЗНЫЙ ШУРИК.
Во время переворота 1964 года его привлек на свою сторону Брежнев – но он же его и опасался, как более молодого и зубастого конкурента.
Конечно, вряд ли сам Леонид Ильич давал кинематографистам указание: «А давайте мы само имя «Шурик» дискредитируем. Покажем, что он никакой не «железный», а самый обыкновенный растяпа». Но придворные – они ведь чем обычно отличаются? Они улавливают невысказанные сигналы начальства. И, на свой страх и риск, воплощают их в жизнь. Если в итоге получается плохо – руководство всегда может поправить и одернуть, или отмежеваться. А если выйдет хорошо – царь-батюшка всегда запомнит тех, кто выслуживался.
А считать тогдашних руководителей советского кинематографа неумелыми или неопытным царедворцами ни в коем случае нельзя. Творческим объединением, в котором снимал «Операцию «Ы» Леонид Гайдай, руководил знаменитый режиссер, шестикратный лауреат Сталинской премии, трижды награжденный орденом Ленина Иван Пырьев. Киностудию «Мосфильм» с 1959-го по 1970-й год возглавлял опытный аппаратчик В.Сурин, а госкомитетом по кинематографии рулил А.Романов, кандидат в члены ЦК КПСС и депутат Верховного совета страны трех созывов. Все они знали толк в пропаганде и аппаратных интригах. И понимали, как легче всего политику справиться с конкурентом: прежде всего, сделать его смешным.
Первоначально, на этапе сценария и подготовительного периода, фильм, состоящий из трех новелл про недотепу-студента, звался «Смешные истории», а потом «Несерьезные истории». Но в конце концов имя Шурика даже вынесли в название ленты, и стала она именоваться, как мы привыкли: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
Фильм стал лидером советского проката – его посмотрело почти семьдесят миллионов человек, а вскоре последовало продолжение. И снова имя комического героя прозвучало в названии: «Кавказская пленница и другие приключения Шурика».
Кстати, кинематографическому начальству тот второй фильм про Шурика сначала не понравился, и оно даже не хотело его принимать! Однако все магически переменилось после того, как картину посмотрел у себя на даче Брежнев – после его высокой оценки ленте тут же дали зеленый свет. И, надо думать, Леониду Ильичу не только сюжет и «хохмы» понравились, но и имя своего конкурента, прозвучавшее остро-комедийно. «Кавказская пленница» вышла на экраны – и снова аншлаги, кассовый и зрительский успех: 76 миллионов зрителей.
И вот что, скажите, мог противопоставить смеховой стихии «Железный Шурик» - Александр Николаевич Шелепин? Да ничего. Не выходить же на бой с ветряными мельницами.
В итоге он сражение за власть с Брежневым вчистую проиграл. Не сразу – но постепенно, тихой сапой и без резких движений Леонид Ильич опускал его все ниже и ниже. В 1967 году, как раз когда все опять смеялись над новыми приключениями Шурика, Шелепина переводят руководить советскими профсоюзами – декоративная и совсем не властная должность. А в 1975 году и вовсе задвигают – делают всего-то зампредом комитета по профтехобразованию. С 1984 года он – на пенсии.
Шелепин пережил Брежнева на двенадцать лет, но ни к какой власти больше никогда не вернулся. Мемуаров он не оставил, поэтому неизвестно: понимал ли он, какую роль в его низложении сыграло столь «удачное» для него наименование комического киногероя.
Но то, что Брежнев фильмы про Шурика (совсем не железного) очень любил – известно наверняка.