С самых древних времен Печка - была не просто местом приготовления пищи - печь/очаг - это сердце дома и семьи. И Хозяйкой этого огня были исключительно женщины. (Вспомните сказку о Василисе Премудрой - когда сестры нарочно погасили весь огонь в доме и отправили Василису к Бабе Яге - все героини этой сказки исключительно женского пола. Мужчины в сказках ни с огнем, ни с приготовление пищи никогда не бывают связаны).
В печи устраивались многочисленные ниши и заглубления. И устраиваются до сих пор, кстати) Однако сейчас это воспроизводится без практической необходимости, как дань традиции. И традиция это очень древняя связана с культами предков. В таких нишах хранились мощи усопших родственников. Считалось, что они живут в стенах печи (тот самый ДОМОВОЙ , что за печью сидит), а позже - в стенах всего дома вообще (Дома и стены помогают). Отсюда же запрет на поедание горячего хлеба - считалось, что мертвые питаются паром свежего хлеба, поэтому набрасываться на только испеченную булку - было проявлением неуважения к домовому.
Таким образом печь -это место силы и защиты, под печью хоронили членов семьи еще задолго до появления христианства и кладбищ как таковых, в стенах ее устраивали ниши для хранения праха. Подробнее об этом можно почитать здесь.
Особым магическим жестом считается касание к печи. Традиции приносить клятву приложив руку на библию/конституцию и тд - это все более поздние вариации первоначального обряда с касанием ладонью печи. А фраза "положа руку на сердце" - обретает более широкий смысл, если вспомнить, что печь и есть сердце дома.
Интересно, что ПЕЧать и Печь имеют один корень. Печать - это некий способ скрепить договоренность, внести фиксированные гарантии или же скрепить печатью письмо - все это относится к действиям связанным с ритуалами сохранения тайны/договоренности. "За семью ПЕЧатями" - значит под защитой. Вообще в речи мы можем видеть очень много свидетельств восприятия печки как символа защиты - подоПЕЧный, поПЕЧитель, оПЕКа - все это связывает нас с образом самого раннего мистического оберега. Почему на печи спали? (В основном дети от 2-х 3х лет и старше) - потому что это было место особой силы, куда не могли бы проникнуть злые духи. Особенно в момент сна - самого беспомощного состояния. Учитывая высокую детскую смертность вполне логичны такие действия - как желание уберечь тех, кто более всего подвержен влиянию нечисти. Предвкушая вопросы о семейном ложе - на печи интимная близость была категорически запрещена. Этим занимались только в бане.
Сама печь являлась символом не только сердца дома, но и моделью женского тела, а также моделью дома и всего Мира.
Верхняя часть - труба - связана с небом, являет собой голову, возвышается над домом подобно голове. Средняя часть - это тело дома, тело женского тела, где имеется внутреннее пространство - чрево/под. То самое место, где из несъедобного пища превращается в съедобное. Происходит ее символическое рождение - трансформация. Обратите внимание на удивительную схожесть с женской анатомией: под - это пространство матки, загнетка - это влагалище. Кстати, проектирование печи велось по индивидуальным меркам хозяйки дома! высота внутреннего свода делалась размером с высоту беременной матки) И это объясняется не требованиями эргономичности, но восприятием печи, как отражение женщины. Именно поэтому мужчины не допускались к приготовлению пищи - в сознании древних людей это выглядело совершенно неприемлемым. Еще один факт - при появлении в доме невестки перед брачной ночью открывали задвижку (цитирование лишения девственности)
Известна практика выкладывания младенцев в теплую печь. Изначально такой ритуал проходили все дети, позже он сохранился для ослабленных/недоношенных малышей. Теплое пространство становилось инкубатором и помогало выхаживать даже тяжелых ребятишек.
А теперь вспомните Бабу Ягу, которая так и норовит засунуть всех в печь) Причем речь идет вовсе не о новорожденных, а о детях постарше. И здесь мы видим отображение иного ритуала - инициации. Но об этом как-нибудь в другой раз)
Подписывайтесь на мой блог - не пропустите новые статьи