Александр Эш – известный британский звукоинженер и продюсер, который сотрудничает с многими известными музыкантами. В 70-е годы он стал поклонником Queen, а спустя почти 50 лет опубликовал свои воспоминания о знакомстве с группой. Вашему вниманию предлагаем перевод статьи Эша. Приятного прочтения.
«Следующая заметка стала тем, к чему я не мог подступиться в течение долгого времени. Периодически фан-клуб Queen предлагал поклонникам писать обзоры концертов, делиться своими впечатлениями от посещенных шоу и других мероприятий, организованных клубом. Но только сейчас я почувствовал в себе силы рассказать свою историю знакомства с группой. Возможно, кто-то найдет в ней какие-то недочёты, но это моя правда.
В конце 1976 года моя семья переехала из канадской провинции Альберта в Лондон. К сожалению, сейчас я не могу вспомнить, как я узнал о Queen. Скорее всего, я услышал о них, когда группа приехала с концертами с Калгари и Эдмонтон (в 1974 или 75-м году), что было совсем недалеко от моего дома. Я помню телевизионный выпуск новостей, в котором показали Фредди в открытом белом трико, который тогда показался мне слегка вызывающим.
Возможно, на это увлечение повлияло то, что мои родители всю жизнь занимались музыкой. Они прекрасно играли на фортепиано, поэтому всё мое детство прошло под звуки Баха, Шопена и Моцарта. Помню, как меня водили на репетиции мюзиклов Гилберта и Салливана, в которых участвовали родители. Я думал, что это напрасная трата времени, и от чистого сердца возненавидел музыку. Но всё изменилось летом 1977 года, когда я услышал из гаража нашего соседа песни «We Will Rock You» и «We Are The Champions». Так я впервые и на всю жизнь влюбился в музыку. Как загипнотизированный, я слушал «Fat Bottom Girls», «Bicycle Race» и «Don't Stop Me Now», которые к тому времени успела выпустить группа. Я хотел знать всё о людях, которые создавали такую прекрасную музыку. Как им это удавалось? Из какой они страны? Сколько им было лет? Кто был автором всех этих идей?
Июнь 1979 года – Live Killers.
Первым альбомом Queen, который мне удалось приобрести, стал «Live Killers». В августе мне исполнилось 11 лет, поэтому я уже мог гулять до центральной улицы. Там находился музыкальный магазин, где однажды я заметил красивую пластинку. Я решил рискнуть, купив альбом практически неизвестной группы. «Если он мне понравится, то куплю и остальные пластинки», - настраивал я себя в первое время.
Визуальная сторона «Live Killers» оказалась столь же неотразима, как и сама запись. Это было время, когда о музыкантах узнавали только по виниловым пластинкам. Интернета не было. Я читал заметки на обложке альбома и представлял себя на концерте, для чего подыгрывал песням с помощью самодельной ударной установки, роль которой исполняла подушка. Благодаря «Live Killers» мне захотелось больше узнать о процессе записи, чем я и планировал заняться после окончания школы в 1986 году.
1980 - The Game.
С 1980 года я стал добросовестно следить за всеми релизами Queen. Однажды в магазине грампластинок мое внимание привлекла огромная витрина с изображением группы. Альбом тут же был куплен. На обратной стороне диска я нашёл адрес фан-клуба, в который вступил через некоторое время. Иногда я звонил в офис Джеки Смит, чтобы поинтересоваться, какие мероприятия ожидаются в клубе.
К концу 1981 года все отсутствующие альбомы Queen были наконец-то куплены. Чтобы приобрести эту коллекцию винила, я долгое время откладывал все заработанные деньги, которые получал за мытье нашей машины и стрижку газонов.
1982 - Hot Space.
Членам фан-клуба заранее предложили посетить шоу Queen в Milton Keynes Bowl, которое и стало моим первым концертом. Ради этого моя замечательная мать взяла выходной, заранее попросив машину у отца, на которой и отвезла нас с приятелями в Милтон-Кейнс, что в графстве Бакингемшир. Выступление группы оказалось просто невероятным, и эти воспоминания до сих пор живы.
В 1983 году я зачем-то приехал в офис Джеки. Неожиданно туда заглянул Джон Дикон, который, видимо, решил поинтересоваться, как идут дела в клубе. Джеки сразу же представила меня, на что Джон ответил тихой улыбкой. Он сел в ближайшее кресло и на некоторое время углубился в чтение вырезок из газет. Я был очень ему благодарен, так как он мог сразу же покинуть офис, получив необходимую информацию от Джеки, но Джон был так вежлив и добр, что потратил свое личное время на незадачливого подростка. Это был очень сюрреалистичный момент, но я действительно пытался сохранять спокойствие. Я не помню, о чём мы говорили. Признаюсь, Джон всегда был моим любимым участником Queen, поэтому я с особым восторгом вспоминаю ту самую встречу. Оказалось, что он обычный парень, который был похож на меня и всех наших знакомых. В какой-то степени это разрушило иллюзию о Queen, как о недоступных небожителях. Они были реальны, и у них была своя жизнь, в которой с большой любовью относились к музыке. Джон поблагодарил меня за визит в офис, после чего пожелал удачи и попрощался с Джеки.
Хорошие новости пришли в ноябре 1983 года. Тогда фан-клуб пригласил всех своих членов в студию «Shepperton» на съемки нового клипа Queen «Radio Ga Ga». Я провёл на студии целый день, для чего пришлось прогулять школу (тогда мне исполнилось 14 лет, поэтому я считал себя взрослым). На площадке нас сразу же отвели к огромному шкафу, где хранили сценические костюмы для массовки. Затем на одежду распылили серую краску, что, вероятно, было связано с сюжетом клипа. Далее нас отвели в соседний ангар, где уже началась съемка. По воле случая я оказался в первом ряду, прямо напротив Брайана. Если вы внимательно посмотрите видео, то можете и меня заметить!
В перерывах между дублями я подошёл к Джону Дикону, который тихо стоял в сторонке. Я не упомянул о нашей короткой встрече, и лишь спросил, как можно получить работу в студии звукозаписи, где хотел работать звукорежиссером. Он был очень любезен и рассказал о всех тонкостях профессии, а также о том, что для этого предстоит сделать.
22 марта 1984 года в лондонской студии «Limehouse» снимали клип «I Want To Break Free». Для этого вновь решили воспользоваться услугами членов фан-клуба. Тогда я взял с собой младшего брата Эндрю. У входа в павильон нас встретила Джеки, которая выдала черные трико, а также специальные каски с прикрепленными лампами. Потом нас расставили по широкой тёмной лестнице, которая и была главной декорацией эпизода. Всё это время мы находились в окружении музыкантов. После съемок мы вернулись в главное здание, где нашли Роджера. Он вышел и поблагодарил всех нас за работу. Чуть позже, когда мы с Эндрю ждали такси, нам навстречу неожиданно вышел Фредди. Помню, что хотел подойти к нему, но его тут же окружили поклонники, а у дверей стало сигналить наше такси. Вот так я упустил хорошую возможность познакомиться с Фредди.
В начале 1984 года я вновь оказался в офисе клуба (к сожалению, это посещение оказалось одним из последних). Там мне предложили поехать на съемки клипа Фредди «I Was Born To Love You». Джеки великодушно разрешила мне посмотреть весь художественный процесс из-за кулис. Это были непередаваемые ощущения, и Фредди был как всегда бесподобен.
В сентябре 1984 года я посмотрел концерт Queen в рамках «Works Tour» на Уэмбли Арене.
13 июля 1985 года - Live Aid.
Была суббота, но в то время многие из нас, школьников, начинали подрабатывать в свободное время. Однако ради такого масштабного события я отпросился с работы пораньше. Я знал, когда на сцену должны выйти Queen, поэтому включил телевизор вовремя. В понедельник в школе только и говорили о номере Queen, признавая его блестящим. Тогда я впервые почувствовал себя победителем.
В 1986 году я закончил школу, а через месяц, как верный член клуба, получил билет на стадион Уэмбли.
Но уже через несколько лет я вновь встретился с ними в звукозаписывающей студии».
Продолжение следует…