Как и было обещано - сегодня тема каннибализма. Пожалуй самая спорная тема, но тем не менее находящая все новые подтверждения. В том числе и в современных суевериях.
Конечно - ведь совершенно не хочется ставить своих предков в один уровень с кровожадными папуасами... Но, разобравшись в чем истинная причина пугающих традиций, Вы поймете, что ничего общего с кровожадностью это явление не имеет.
Начнем с того, что восприятие самого процесса рождения-смерти у людей древних архаичных времен было совершенно отличное от нашего. Смерти как таковой не было вообще. Смерть была такой же естественной частью будней, как и для нас погружение в сон.
Мир древнего человека был цикличен и замкнут в круг, подобно змее, кусающей себя за хвост. В природе не было ничего линейного - смена дня и ночи, смена времен года - все это вплеталось в круговую парадигму восприятия реальности. После ночи всегда наступал рассвет, после сна - бодрствование, после зимы - весна. Соответственно после смерти всегда свершалось рождение. Точнее перерождение. Ведь феномен появления новой жизни также было бы сложно объяснить появлением из "ничего"- все вписывалось в систему круговорота. Отсюда и идеи реинкарнации/переселения душ.
Любопытно, что древнее сознание вообще не ассоциировало рождение и зачатие с сексуальной близостью! Свидетельства мы находим до сих пор в сказках и суевериях. Так, например, очень распространенный мотив связан с рыбой. Будто какая-нибудь женщина не могла забеременеть и ей посоветовали съесть волшебную рыбу. Или же беременность происходит после вкушения яблока, зернышка и тд. Поэтому женщины имеют такой богатый арсенал примет про беременность - вплоть до "посидеть на стуле беременной" - корни этих суеверий в самых глубоких эпохах, когда не было понимания истинной причины зачатия. И поэтому же мы так часто встречаем в сказках самых разных народах историю о рождении из цветка (Дюймовочка), мизинца (Мальчик-спальчик) или от какого-либо волшебства.
Всем известная сказка "Хаврошечка" имела изначально несколько иное содержание - корова (она же символическая мать) была зарублена и съедена. Причем сама Хаврошечка также участвовала в трапезе "Мясо мое ЕШЬ, а косточки не грызи, собери, закопай" Именно такое наставление получила девушка от своей коровы-матери! На месте захоронения позже вырастает яблоня, плод от которой Хаврошечка съедает и беременеет (в более позднем варианте появляется жених, который просит достать плод). Так или иначе на лицо одна линия сюжета - смерть - поедание - перерождение.
В пользу этой теории говорит сохранившиеся по сей день традиция охотников сохранять головы убитых зверей.
Чтобы понять как это указывает на связь с каннибализмом, нужно знать истоки этой традиции. Дело в том, что мясо, как источник пропитания был очень ценным, охота - весьма опасным занятием. В какой-то период выживаемость общины могла зависеть от обилия дичи. Все это обуславливало огромное количество ритуалов - как для удачной охоты, так и для богатого улова. При этом обряды нацелены были не столько на возвращение охотников живыми, но на "восполнение" природных ресурсов. Было совершенно четкое понимание ограниченности ресурсов (чего не помешало бы современному человеку), осознавание определенного баланса. Поэтому считалось большой бедой (а теперь просто позором) убийство беременной самки. Поэтому прежде, чем приступить к трапезе, необходимо было провести ряд очень важных ритуалов. И ритуалы эти связаны как раз с отрезанием головы животного.
Голова отосоединялась от тела и не подвергалась обработке. туша же разделывалась, готовилась и ... предлагалась отрубленной голове! Происходило символическое кормление животного самим собой!
Кстати, заметьте подобные подношения пищи очень плотно закреплены в нашем сознании. Индусы подносят еду статуям своих божеств, египтяне складывали продукты в гробницы, даже на поминках сейчас принято на отдельной тарелочке оставлять еду умершему.
Эти казалось бы бессмысленные действия родом из далекой ДОцивилизационной эпохи. Из сознания, которое сформировалось единым пластом еще до появления разных культур.
Таким образом, мы видим опять же отражение идеи перерождения - чтобы убитое животное смогло вернуться в мир живых, необходимо было накормить его своим же мясом. Пусть символически, пусть те же олени мясо вообще не едят, но это все - отголоски древнего знания о мире.
Еще более интересные факты раскрывает традиция охотиться на медведей. Это была явно не охота с целью прокорма - здесь мы имеем дело с чисто ритуальным убийством. Конечно мясо медведя в итоге употреблялось в пищу, но сам акт поедания медвежатины - это символический каннибализм. Так как медведь - это в традиции древних северных народов - пращур - предок. Вполне возможно что эта традиция "ходить на медведя", а затем есть его плоть и стала тем, что вытеснило истинный каннибализм.
Причем заметьте - у медведя, в отличие от других зверей, сохранялась не только голова, но и лапа! Лапу медведя можно приобрести и до сих пор за вполне хорошие деньги, она считается приносящей богатство. (Кстати, и приметы про волосатую руку - "богатым будешь" тоже отсюда). На самом деле связь лапы и богатства сформировалась много раньше, чем сами деньги. В прежние времена богатство = плодородие. Богатый род - тот у которого много потомков. Богатая община - та, которая имеет хороший приплод скота (отсюда и традиции вешать медвежью лапу на ворота скотного двора).
И изначально поедание мяса медведя имело своей целью именно повышение рождаемости самих людей.
Причем заметьте - сам обряд приготовления пищи - он тесно связан с очагом дома. Но вместе с тем очаг дома - это еще и средоточие силы предков. За печкой обычно живет домовой, под печью (а позже у порога) хоронили членов семьи . Подробнее об этом можете почитать здесь
И если обращаться к совершенно неизученным древним периодам нашей истории, то можно заметить, что тогда разделения места ритуального сожжения усопшего и места приготовления пищи не было. Это делалось в одном сакральном очаге. Соответственно возникает вопрос - а для чего вообще было нужно покойников сжигать? Уж не для того ли, чтобы вкусить их плоть?
Учитывая отголоски ритуалов, сохранившиеся в сказках и приметах - это вполне логичное объяснение. Со временем этот ужасный современному человеку ритуал сошел на нет, сохранив лишь внешние, формальности - кости, которые закапывали под очаг, а позже печь или же традицию кремации, до сих пор популярную в некоторых восточных культурах.
Здесь главное понимать, что акт поедания человечины делался не по причине кровожадности и жестокости наших предков, а из-за совершенно иного восприятия действительности. Это был акт, позволявший последующие перерождения, то что обеспечивало жизнь в следующем поколении. И здесь речь не только о милости к усопшему, но и об обеспечении собственного будущего, так как связка смерть-поедание-рождение была невероятно устойчива в сознании людей.
Да что там. Эта связка устойчива и до сих пор. Мы продолжаем воспроизводить заложенные импринты, хоть и делаем это неосознанно. Отсюда традиция собираться и кушать на поминках. (на свадьбе тоже, так как свадьба - это тоже про смерть, пусть и символическую). Вообще пир, пирование - это все - образы смерти, одно из ее воплощении/лиц. Поэтому после битв принято ПИРОВАТЬ. Это не столько про победу над врагом, сколько про дань памяти павшим. Почему на 9-е мая мы собираемся на парад и едим солдатскую кашу? Это неосознанная потребность формы поминок. Мы вообще очень многое делаем в рамках сотканной матрицы поведения. Сотканной еще в те далекие времена, когда не существовало ни цивилизаций, ни культур, ни религий.
Кстати, про религию. Обращали ли Вы внимание на ритуал причастия, когда поедается "хлеб" - условная плоть Христа и пьется вино - условная кровь Христа? "Кровь от крови, плоть от плоти"... Не удивляет ли Вас пирование на тайной вечере как раз перед убийством? Насколько символичным является сам акт смерти Иисуса ради спасения людей (потомков)? Ради жизни потомков мы видим смерть праотца и вкушение его плоти... Замечаете ли Вы теперь эту же связку СМЕРТЬ - ПОЕДАНИЕ - РОЖДЕНИЕ (воскрешение)?
Я ни в коем случае не пытаюсь задеть чувства верующих, отношусь к Христианству с глубоким уважением. Данная статья - лишь результат научных изысканий на основе трудов В.Я. Проппа и С.З. Агранович