Удивительно, как один добрый поступок может стать многовековой традицией. Тайный подарок Святого Николая трем сестрам сиротам положил начало традиции рождественских подарков. Легенда о волшебнике, который спускается по дымовой трубе и оставляет подарки в сапожках , начинается с истории, произошедшей в жизни епископа Николая.
Святой Николай и мешочек с золотыми монетами.
Николай родился в 270 году в городе Патара в Ликии, в местности нынешней Турции. Будучи из богатой и верующей семьи христиан, помогал нуждающимся, заботился о детях сиротах, спасал жизни невинно осужденных. Будущий святой, при жизни стал епископом и был покровителем мореплавателей и путешественников, славился своим милосердием и щедростью.
Однажды он спас семью, в которой обедневший отец отправил своих троих дочерей на заработки в публичный дом. Николай тайно подбросил им три мешочка с золотыми монетами, обеспечив девушек приданым. По католическому преданию, один из этих мешочков попал в чулок, который сушился у окна.
Эта история, рассказанная жителями города, была описана в житии святого. После смерти Николая, его причислили к лику святых, и день его почитания, 6 декабря, стал праздником.
10 век. Германия.
В Германии праздник Святого Николая стали отмечать с детьми. Сначала при Кельнском соборе ученикам церковно-приходских школ дарили сладости и устраивали игры, а позже по всей стране праздник стал семейной традицией.
Накануне праздника в домах завели обычай выставлять обувь за дверь или рядом с окном и ожидать подарки от Святого Николая. Дети верили, что сладости получат только послушные дети, а непослушные – уголь или розги.
10- 11 век. Скандинавский даритель.
В языческие время до 10 века верховным богом у скандинавов считался могущественный Один. Именно его образ награждал хорошее и наказывал плохое. Скандинавские народы праздновали день зимнего солнцестояния, и верили, что в этот декабрьский период свет побеждает тьму, возрождая солнце.
Согласно мифам на борьбу с силами тьмы, так называемую "дикую охоту", выходил сам бог Один. Он летал по небу на восьминогом коне по имени Слейпнир, ведя свою стаю богов, эльфов, зверей и духов предков. По сказаниям во время дикой охоты граница между мирами стиралась, и боги приходили посмотреть на деяния людей.
Люди верили в благоволения богов, и было принято собираться вместе, укреплять связи друг с другом через гостеприимство, дарение подарков, веселиться перед лицом лишений и опасностей зимы. Во многих сказаниях остались истории о том, как дети оставляют в сапогах солому и морковь в качестве подарка голодному Слейпниру. Взамен они утром обнаружат, что их сапоги наполнены подарками.
Неслучайно элементы праздника сохранились и с приходом Христианства в северные страны. Под влиянием двух культур сформировался образ белобородого могущественного старца - дарователя.
В дальнейшем путешествии образ старца отправился двумя направлениями: пешком - на северо-восток в виде фольклорного зимнего духа, живущего в зимнем лесу, и на коне - на запад в лице Святого Николая.
По дороге ближе к морозному северу фольклорный старец переодевает робу на меховую теплую шубу и одевает шапку. А верные лесные друзья-звери сопутствуют всю дорогу.
15 век. Голландия: Синтерклаас
В Голландию же приехал Святой Николай в 15 веке, в красной мантии епископа с посохом и на верном белом коне. По-голландски Синтерклаас: Синтер – святой, Клаас – Николай. По местной легенде Синтерклаас живет в Испании и каждый год приплывает на большом пароходе в компании помощников Питов. В честь его приезда в Нидерланды устраивается праздничное шествие в сопровождении оркестра с народными гуляниями.
Этой традиции уже несколько столетий, наряду с Рождеством это долгожданный праздник в зимнем сезоне. Традиционно каждый год отмечается 5 декабря, а в ночь на 6-тое все получают заветные подарки.
Дети готовятся ко встрече – рисуют картинки и пожелания, оставляют угощения в виде морковки и сена в знаменитых «кломпах» или другой обуви.
Ежегодно выходит новый фильм об увлекательных приключениях на пути до Нидерландов, а во время пребывания Синтеркласса в городе по телевидению выходит ежедневная передача.
Везде расставлены башмаки с угощениями, в некоторых магазинах устраивают акции для детей, чтобы те приносили свои ботинки и вкладывали рисунки для Синтеркласса. Всем участникам он обязательно оставит сладости.
16 век. Англия: Отец Рождество
В 16 веке в период Реформации в европейских странах, где преобладал протестантизм, поклонение святым было отменено, а день подарков перенесли с 6 декабря на Рождество 25 декабря.
В Англии по фольклорному преданию существовал персонаж, воспеваемый в рождественских песнопениях "кэролс" - carols. Это был веселый пухлый старичок гигантского роста, который любил петь и танцевать.
Он олицетворял дух Рождества, дарил радость людям в зимнее время и символизировал бодрость духа. На голове он носил венок из омелы, а в руках держал чашу с горячим сидром. В 17 веке его стали называть Отец Рождество - Father Christmas.
Во Франции, откуда и произошли песнопения "кэролc", Отец Рождество переводился как Le Pere Noel - Пер-Ноэль.
17-19 века. Северная Америка: Санта-Клаус
Голландские переселенцы в 17 веке перевезли Синтерклааса на новую родину в Новый Амстердам, будущий Нью-Йорк. Под влиянием соседей из пуританской Англии два щедрых старика, Дед Рождество и Синтерклаас, смешались в один образ под именем Санта-Клаус.
Впервые о Санта-Клаусе написал Вашингтон Ирвинг в 1809 году в своей сатирической книге "История Никербокера в Нью-Йорке", где Санта является главным героем.
В 1822 году Клемент Кларк Мур написал поэму «Ночь перед Рождеством», в оригинале « A Visit from St. Nicolas».
Мур в своей поэме "отправляет" Санту к детям накануне Рождества, и тем самым разрывает узел споров, связанных с этим праздником между англичанами и голландцами. Так все жители Нью-Йорка тепло приняли детскую версию Рождества, как общую старинную традицию.
Писатель создает новый собирательный образ, изобразив Санта-Клауса веселым старым эльфом летящем на санях с 8 оленями, который спускается по дымовой трубе и кладет для детей подарки в чулки, висящие у камина.
Мур от себя наделил старика длинной трубкой и раскатистым смехом "хо-хо-хо".
Популярность Санта-Клауса растет, в 1840 году американские газеты начали создавать отдельные разделы для праздничной рекламы с Санта-Клаусом. В 1841 в Филадельфии впервые появляется на улице человек в костюме Санта-Клауса, рекламирующий магазин с рождественскими товарами.
С 1862 года художник Томас Наст рисовал Санта-Клауса для журнала Harper's Weekly в течение 24 лет.
За это время художник "поселил" дедушку в дом, откуда он принимал звонки и разбирал почту от детей.
Главными традиционными атрибутами для сюжетов иллюстраций были рождественские сапожки, которые дети развешивали над камином.
Издатель Луис Пранг в 1885 впервые стал использовать цветную печать и ввел в моду на поздравительные открытки к Рождеству. На одной из первых открыток с Санта-Клаусом, он предстал в шубе красного цвета, что закрепило традиционный костюм Санты.
20 век. Век рекламы
20 век в Америке стал расцветом рекламы, а Санта-Клаус - общественным и рекламным персонажем. Рождественские традиции перенеслись с открыток на страницы различных журналов, каталогов, брошюры.
В начале века такие популярные журналы мод, как McCall и Bucilla, стали публиковать выкройки сапожков всевозможных стилей и дизайнов.
Санта получает известность и за пределами Америки: в 1906 году появляется в Канаде в каталоге универмага Eaton, сюжет Рождественской ночи попадает на японские журнальные иллюстрации в 1914, Санта украсил обложку журнала The Queenslander в 1930 году в Австралии.
Иллюстратор Норман Роквелл, в своих рисунках 1920х годов для известного журнала The Saturday Evening Post, приблизил мультяшный облик Санты к более реалистичному дедушке.
Все чаще с 1927 года по радио слышалась версия, что родина Санта-Клауса и его оленей в северной Лапландии, в Финляндии. Эта история быстро прижилась, и появилась почта с адресатом, куда отправляются тысячи писем от детей.
Санта-Клаус был не только символом семейного праздника, появляясь в таких журналах о доме, как The Ladies Home Journal, так же он принимал и общественную роль во время великой депрессии и мировой войны.
В 1931 году компания Кока-Кола «нанимает на работу» Санта-Клауса: ежегодно веселый румяный старичок приносит атмосферу праздника и предлагает всем охлаждающий напиток.
Взяв за основу традиционный образ , художник Хэддон Сандблом превратил рекламного Санту из эльфа в великана с лицом своего соседа Лу Пентисе. С того момента американский Санта не снимал красный полушубок и черные сапоги, а успех компании и популярность Санты стали расти одновременно.
Многие другие американские бренды заимствовали образ Санты для рекламы, начиная от сладостей - шоколада Whitman's Chocolates, джема Jell-O, печенья Quaker Sugar Cookies, до журнальных подписок и телефонных звонков. А смех "ho-ho-ho" буквально звучал в названии компании техники Hoover. В сигаретный бум в 60х табачные компании покушались на добрую репутацию Санты, используя его в своей рекламе.
Позже в 70х Санта участвует в рекламе новой камеры Kodak и печатной машинки Smith Corona, а в 90х - у Hewlett Packard, а у M&Ms в рождественском видео ролике.
В американских семьях на протяжении всего XX века укоренилась традиция рождественских сапожков как неотъемлемая часть дарения подарков. Сапожки или вязанные чулки персонализируют именем, развешивают по дому - над камином, у окна, на перилах или на детских кроватках.
Праздник Рождества, приход следующего нового года, во все времена несли в себе атмосферу волшебства, ожидания и веры в лучшее будущее.
Ведь все хотят верить в чудеса, поэтому у каждого народа, и каждого человека в частности, всегда был, есть и будет свой волшебник, который припас для них подарок, будь он Святым Николаем, Синтерклаасом, Пер-Ноэлем, дедом Морозом или Санта-Клаусом.
Счастливого Рождества!