Найти тему

Путешествие Санты во времени: от мешка с золотом до кока-колы.

Оглавление

Удивительно, как один добрый поступок может стать многовековой традицией. Тайный подарок Святого Николая трем сестрам сиротам положил начало традиции рождественских подарков. Легенда о волшебнике, который спускается по дымовой трубе и оставляет подарки в сапожках , начинается с истории, произошедшей в жизни епископа Николая.

Святой Николай и мешочек с золотыми монетами.

Николай родился в 270 году в городе Патара в Ликии, в местности нынешней Турции. Будучи из богатой и верующей семьи христиан, помогал нуждающимся, заботился о детях сиротах, спасал жизни невинно осужденных. Будущий святой, при жизни стал епископом и был покровителем мореплавателей и путешественников, славился своим милосердием и щедростью.

Однажды он спас семью, в которой обедневший отец отправил своих троих дочерей на заработки в публичный дом. Николай тайно подбросил им три мешочка с золотыми монетами, обеспечив девушек приданым. По католическому преданию, один из этих мешочков попал в чулок, который сушился у окна.

Фото: Икона, Temple Gallery и фрагмент сюжета из Базилики Ватикана.
Фото: Икона, Temple Gallery и фрагмент сюжета из Базилики Ватикана.

Эта история, рассказанная жителями города, была описана в житии святого. После смерти Николая, его причислили к лику святых, и день его почитания, 6 декабря, стал праздником.

-3

10 век. Германия.

В Германии праздник Святого Николая стали отмечать с детьми. Сначала при Кельнском соборе ученикам церковно-приходских школ дарили сладости и устраивали игры, а позже по всей стране праздник стал семейной традицией.

Накануне праздника в домах завели обычай выставлять обувь за дверь или рядом с окном и ожидать подарки от Святого Николая. Дети верили, что сладости получат только послушные дети, а непослушные – уголь или розги.

Святой Николай изображен на немецких рождественских открытках, в мантии епископа
Святой Николай изображен на немецких рождественских открытках, в мантии епископа

10- 11 век. Скандинавский даритель.

В языческие время до 10 века верховным богом у скандинавов считался могущественный Один. Именно его образ награждал хорошее и наказывал плохое. Скандинавские народы праздновали день зимнего солнцестояния, и верили, что в этот декабрьский период свет побеждает тьму, возрождая солнце.

Согласно мифам на борьбу с силами тьмы, так называемую "дикую охоту", выходил сам бог Один. Он летал по небу на восьминогом коне по имени Слейпнир, ведя свою стаю богов, эльфов, зверей и духов предков. По сказаниям во время дикой охоты граница между мирами стиралась, и боги приходили посмотреть на деяния людей.

-5

Люди верили в благоволения богов, и было принято собираться вместе, укреплять связи друг с другом через гостеприимство, дарение подарков, веселиться перед лицом лишений и опасностей зимы. Во многих сказаниях остались истории о том, как дети оставляют в сапогах солому и морковь в качестве подарка голодному Слейпниру. Взамен они утром обнаружат, что их сапоги наполнены подарками.

Неслучайно элементы праздника сохранились и с приходом Христианства в северные страны. Под влиянием двух культур сформировался образ белобородого могущественного старца - дарователя.

В дальнейшем путешествии образ старца отправился двумя направлениями: пешком - на северо-восток в виде фольклорного зимнего духа, живущего в зимнем лесу, и на коне - на запад в лице Святого Николая.

По дороге ближе к морозному северу фольклорный старец переодевает робу на меховую теплую шубу и одевает шапку. А верные лесные друзья-звери сопутствуют всю дорогу.

-6

15 век. Голландия: Синтерклаас

В Голландию же приехал Святой Николай в 15 веке, в красной мантии епископа с посохом и на верном белом коне. По-голландски Синтерклаас: Синтер – святой, Клаас – Николай. По местной легенде Синтерклаас живет в Испании и каждый год приплывает на большом пароходе в компании помощников Питов. В честь его приезда в Нидерланды устраивается праздничное шествие в сопровождении оркестра с народными гуляниями.

-7

Этой традиции уже несколько столетий, наряду с Рождеством это долгожданный праздник в зимнем сезоне. Традиционно каждый год отмечается 5 декабря, а в ночь на 6-тое все получают заветные подарки.

Дети готовятся ко встрече – рисуют картинки и пожелания, оставляют угощения в виде морковки и сена в знаменитых «кломпах» или другой обуви.

-8

Ежегодно выходит новый фильм об увлекательных приключениях на пути до Нидерландов, а во время пребывания Синтеркласса в городе по телевидению выходит ежедневная передача.

-9

Везде расставлены башмаки с угощениями, в некоторых магазинах устраивают акции для детей, чтобы те приносили свои ботинки и вкладывали рисунки для Синтеркласса. Всем участникам он обязательно оставит сладости.

-10

16 век. Англия: Отец Рождество

В 16 веке в период Реформации в европейских странах, где преобладал протестантизм, поклонение святым было отменено, а день подарков перенесли с 6 декабря на Рождество 25 декабря.

В Англии по фольклорному преданию существовал персонаж, воспеваемый в рождественских песнопениях "кэролс" - carols. Это был веселый пухлый старичок гигантского роста, который любил петь и танцевать.

Он олицетворял дух Рождества, дарил радость людям в зимнее время и символизировал бодрость духа. На голове он носил венок из омелы, а в руках держал чашу с горячим сидром. В 17 веке его стали называть Отец Рождество - Father Christmas.

-11

Во Франции, откуда и произошли песнопения "кэролc", Отец Рождество переводился как Le Pere Noel - Пер-Ноэль.

-12

17-19 века. Северная Америка: Санта-Клаус

Голландские переселенцы в 17 веке перевезли Синтерклааса на новую родину в Новый Амстердам, будущий Нью-Йорк. Под влиянием соседей из пуританской Англии два щедрых старика, Дед Рождество и Синтерклаас, смешались в один образ под именем Санта-Клаус.

-13

Впервые о Санта-Клаусе написал Вашингтон Ирвинг в 1809 году в своей сатирической книге "История Никербокера в Нью-Йорке", где Санта является главным героем.

В 1822 году Клемент Кларк Мур написал поэму «Ночь перед Рождеством», в оригинале « A Visit from St. Nicolas».

-14

Мур в своей поэме "отправляет" Санту к детям накануне Рождества, и тем самым разрывает узел споров, связанных с этим праздником между англичанами и голландцами. Так все жители Нью-Йорка тепло приняли детскую версию Рождества, как общую старинную традицию.

Писатель создает новый собирательный образ, изобразив Санта-Клауса веселым старым эльфом летящем на санях с 8 оленями, который спускается по дымовой трубе и кладет для детей подарки в чулки, висящие у камина.

Сюжетные иллюстрации художника Томаса Наста
Сюжетные иллюстрации художника Томаса Наста

Мур от себя наделил старика длинной трубкой и раскатистым смехом "хо-хо-хо".

Портрет Санта-Клауса, иллюстрация Томаса Наста в журнале Harper's Weekly, 1881
Портрет Санта-Клауса, иллюстрация Томаса Наста в журнале Harper's Weekly, 1881

Популярность Санта-Клауса растет, в 1840 году американские газеты начали создавать отдельные разделы для праздничной рекламы с Санта-Клаусом. В 1841 в Филадельфии впервые появляется на улице человек в костюме Санта-Клауса, рекламирующий магазин с рождественскими товарами.

-17

С 1862 года художник Томас Наст рисовал Санта-Клауса для журнала Harper's Weekly в течение 24 лет.

-18

За это время художник "поселил" дедушку в дом, откуда он принимал звонки и разбирал почту от детей.

Иллюстрации художника Томаса Наста для журнала Harper's Weekly
Иллюстрации художника Томаса Наста для журнала Harper's Weekly

Главными традиционными атрибутами для сюжетов иллюстраций были рождественские сапожки, которые дети развешивали над камином.

Иллюстрации художника Томаса Наста для журнала Harper's Weekly
Иллюстрации художника Томаса Наста для журнала Harper's Weekly

Издатель Луис Пранг в 1885 впервые стал использовать цветную печать и ввел в моду на поздравительные открытки к Рождеству. На одной из первых открыток с Санта-Клаусом, он предстал в шубе красного цвета, что закрепило традиционный костюм Санты.

Рождественская открытка Луиса Пранга в 1885
Рождественская открытка Луиса Пранга в 1885

20 век. Век рекламы

20 век в Америке стал расцветом рекламы, а Санта-Клаус - общественным и рекламным персонажем. Рождественские традиции перенеслись с открыток на страницы различных журналов, каталогов, брошюры.

В начале века такие популярные журналы мод, как McCall и Bucilla, стали публиковать выкройки сапожков всевозможных стилей и дизайнов.

-22

Санта получает известность и за пределами Америки: в 1906 году появляется в Канаде в каталоге универмага Eaton, сюжет Рождественской ночи попадает на японские журнальные иллюстрации в 1914, Санта украсил обложку журнала The Queenslander в 1930 году в Австралии.

-23

Иллюстратор Норман Роквелл, в своих рисунках 1920х годов для известного журнала The Saturday Evening Post, приблизил мультяшный облик Санты к более реалистичному дедушке.

-24

Все чаще с 1927 года по радио слышалась версия, что родина Санта-Клауса и его оленей в северной Лапландии, в Финляндии. Эта история быстро прижилась, и появилась почта с адресатом, куда отправляются тысячи писем от детей.

-25

Санта-Клаус был не только символом семейного праздника, появляясь в таких журналах о доме, как The Ladies Home Journal, так же он принимал и общественную роль во время великой депрессии и мировой войны.

-26

В 1931 году компания Кока-Кола «нанимает на работу» Санта-Клауса: ежегодно веселый румяный старичок приносит атмосферу праздника и предлагает всем охлаждающий напиток.

-27

Взяв за основу традиционный образ , художник Хэддон Сандблом превратил рекламного Санту из эльфа в великана с лицом своего соседа Лу Пентисе. С того момента американский Санта не снимал красный полушубок и черные сапоги, а успех компании и популярность Санты стали расти одновременно.

Многие другие американские бренды заимствовали образ Санты для рекламы, начиная от сладостей - шоколада Whitman's Chocolates, джема Jell-O, печенья Quaker Sugar Cookies, до журнальных подписок и телефонных звонков. А смех "ho-ho-ho" буквально звучал в названии компании техники Hoover. В сигаретный бум в 60х табачные компании покушались на добрую репутацию Санты, используя его в своей рекламе.

-28

Позже в 70х Санта участвует в рекламе новой камеры Kodak и печатной машинки Smith Corona, а в 90х - у Hewlett Packard, а у M&Ms в рождественском видео ролике.

В американских семьях на протяжении всего XX века укоренилась традиция рождественских сапожков как неотъемлемая часть дарения подарков. Сапожки или вязанные чулки персонализируют именем, развешивают по дому - над камином, у окна, на перилах или на детских кроватках.

-29
-30

Праздник Рождества, приход следующего нового года, во все времена несли в себе атмосферу волшебства, ожидания и веры в лучшее будущее.

Ведь все хотят верить в чудеса, поэтому у каждого народа, и каждого человека в частности, всегда был, есть и будет свой волшебник, который припас для них подарок, будь он Святым Николаем, Синтерклаасом, Пер-Ноэлем, дедом Морозом или Санта-Клаусом.

Счастливого Рождества!