Здесь не будет картинок, только текст. Да и того будет немного.
Что думает рядовой клиент о работе ТО и ТА? Он думает, что он пришел в ТА, ТА получило деньги, послало ТО его бронь турпакета и деньги, ТО забронировал, заплатил деньги туда куда летит клиент и все. А все косяки это в основном косяки там... На той стороне...
Но это не так. ТО, как и большинство бизнесов, работают на балансе. Ну, например, как страховые и автосервисы. Любая страховая всегда должна сервису с которым работает порядка полутора-двух миллионов (это если сервис небольшой). Как только долг становится больше то страховая погашает его часть, но старую часть. То есть по факту обязательства перед сервисами погашаются за счет притока денег от новых клиентов страховой или взысканных в порядке регресса средств.
У ТО с принимающей стороной, консолидатором перевозок (или авиакомпанией), отелями и прочими обычно определена периодичность расчета. И в 99.99999999% случаев это отсрочка платежа.
А дальше... ТО увеличивает обороты, часто снижая цену и долг начинает нарастать. Периодически подводятся итоги, ТО что-то платит своим контрагентам, те ноют чтобы платили почаще и побольше но в любом случае есть приток туристов, приток хоть каких-то денег и надежда что рассчитаются за прошлые дела.
И вот наступает час Х. У ТО нет денег хоть кому-то заплатить, кредитных возможностей тоже нет, ТО прекращает платежи.
Первыми соскакивают перевозчики и отменяют рейсы.
Принимающая сторона увидев что борт не прилетел тоже понимает что произошло и начинает требовать деньги с туристов которые уже живут там где живут (зачастую отель резервируется не ТО а принимающей стороной и у нее тоже свои обязательства перед отельерами).
И все. Пирамида лопнула.
Именно потому что такая модель бизнеса принята у ТО у нас нет flex турпакетов (такой пакет стоит чуть дороже но клиент может его отменить с очень небольшими потерями). И страховка от невыезда тут не панацея, там ограниченно количество страховых случаев. Даже болезнь чаще всего рассматривается только в случае госпитализации. Гибкие условия турпакета не позволили бы ТО дольше существовать на плаву в этой пирамидальной схеме.
Возникает вопрос. А зачем это ТО? Ведь мало кто приходит в бизнес изначально с мошеннической целью. А затем что владельцы бизнеса в какой-то момент времени просто хотят его выгодно продать иностранным операторам. Одно время те ринулись на российский рынок и охотно покупали всё и вся. Не особо вникая в закредитованность этого бизнеса. Им казалось что тут лафа.
И действительно, тут лафа. многие думали что с приходом западного капитала у нас эта сфера бизнеса станет более цивилизованной. Не будет фальшивых овербукингов, уйдет 100% предоплата, появится flex. Но бизнес это бизнес. Если такие правила игры приносят прибыль или дают возможность минимизировать издержки то зачем менять все к лучшему для клиента?
Disclaimer: Этот текст не направлен на дискредитацию ТО или попытку склонить всех к самтуризму. Просто надо оценивать риски. Не более того.