Даже лёгкая турбулентность повергает пассажиров самолёта в состояние, близкое к панике. Что же говорить о случаях, когда при заходе на посадку лайнер борется со штормовым ветром? А посадка в грозу, или приводнение? Тут впору праздновать второй день рождения!
Мгновенная реакция. Аэрбас А-320 почти сразу после взлёта повстречался со стаей гусей. Всё происходило на высоте 900 м, и, когда оба двигателя сразу заглохли, времени на размышления не было. Под крылом виднелась река Гудзон.
К её ледяной поверхности и направили пилоты 77-тонную машину. Приводняться следовало с большой осторожностью – удар о водную поверхность мог разрушить машину. Командир корабля не подвёл: при посадке никто не был даже травмирован, и всё закончилось благополучно.
Замёрзший керосин. Полёт Boeing 777 из Пекина проходил в январе в суровых погодных условиях: над просторами Монголии, Сибири, и затем через Скандинавский полуостров – в Лондон. Температура за бортом на высоте 10 км была -74⁰С. Имевшиеся в керосине небольшие фракции воды превратились в мелкие кристаллики льда. Они и привели к остановке двигателей – топливные трубки оказались забиты ледяной кашей. Лайнер стремительно снижался над английской столицей. Но пилоты почти дотянули до посадочной полосы и приземлились на грунт – им не хватило 270 м.
При жёсткой посадке 297-тонный лайнер развалился, но загорания удалось избежать, и все остались живы.
Ошибка в расчётах. В 1983-м Канада стала использовать метрическую систему. Это обстоятельство чуть не стало для Boeing 767 фатальным. Заправщики перепутали фунты и килограммы, залили в баки слишком мало горючего, и на середине пути оно ожидаемо закончилось. Двигатели заглохли, бортовые электронные приборы не работали. Но тут судьба преподнесла двойной подарок.
Во-первых, командир припомнил навыки планирования и применил их: удалось пролететь на потоках воздуха 19 км. Во-вторых, второй пилот сообщил: неподалеку имеется военный аэродром, заброшенный, но для экстренной посадки подойдет. В это время на старой авиабазе проходили гонки местного значения: многочисленная публика, барбекю, куча детишек.
А тут 179-тонная машина скользит на крыле, сильно накреняясь на один борт, со скоростью 400 км/ч.
Тех, кто находился на земле, спасло то, что у самолёта после приземления подломились стойки, и нос его зарылся в землю – до людей оставалось только 30 м.
Сквозь грозовой фронт. Следовавший из Белиза в Новый Орлеан Boeing 737 попал в грозу, даже шёл град. Разряды молнии не принесли ему вреда, но мелкие ледяные частички, попав в турбины, растаяли – и двигатели заглохли. Запустив резервный генератор, их удалось включить, но датчики показали критическую температуру внутри двигателей, хотя тяги так и нет было.
Вариантов было два. Первый: набирать высоту, рискуя устроить пожар на борту. Второй: заглушить двигатели и садиться на воду. Его командир и выбрал. Тут заметили удобную насыпь, куда можно было посадить машину. Одна беда – к ней надо было ещё как-то развернуться. Применили скольжение на крыло. Посадка на траву прошла успешно.
Причиной отказа двигателей стал град. Он залетал в турбины и таял, в конце-концов воды стало так много, что двигатели встали.
Хроника пикирующего Боинга. Дело было над океаном. В зоне турбулентности отказал один из двигателей, и экипаж попытался что-то сделать с ним. Следовало бы перейти на ручное управление – лайнер стал крениться, но вовремя этого не сделали. Самолёт понёсся к земле со скоростью 540 км/ч, уйдя в отвесное пике. Двигатели заглохли, а встречный ветер начал раздирать машину, сорвав стойки шасси, и разорвав хвостовые стабилизаторы. В салоне давление выросло до 5 G.
Капитан заработал растяжение – с такой силой тянул штурвал. Положение самолёта каким-то чудом выровняли, двигатели заработали. Без некоторых важных деталей, но всё же самолёт сел.
Без винта. Перевозивший нефтяников пассажирский вертолёт Aérospatiale AS.332 не долетел до морской вышки 40 км, когда началась гроза. Молния попала в хвостовой винт машины, летевшей над самой водой – сила разряда составила 30 млрд. Вт! Вертолёт, лишившийся хвостового винта, завертелся волчком. Пришлось глушить основной винт и садиться на воду. Но конструкция вертолёта мало приспособлена к такому – на волнах он удержится лишь с помощью надувных поплавков, а раскрывать их надо в точно рассчитанный момент.
И пилоты оказались на высоте – Super Puma приводнилась, люди эвакуировались на спасательном плоту. Им стоит поблагодарить пилотов за чудесное спасение.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Вас ждет еще много интересного и познавательного!