Найти тему
Олег Филимонов

Ангкор Ват, священные горы и храм тысячи лиц

Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента

Ангкор Ват — визитная карточка Камбоджи, седьмое чудо света, огромный храмовый комплекс с искуснейшей резьбой скульптур, с сотнями башен, галерей и комнат. Но это лишь малая часть огромнейшего, нет не города, а целого мегаполиса из десятков городов, искусственных водохранилищ простирающихся насколько хватает глаз, сложнейшей сети каналов, сотен монастырей… все это когда-то называлась Ангкор и здесь была столица великой империи.

Чему он улыбается?

Центром этой агломерации был обнесенный стенами и каналом в 50 метров ширины город Ангкор Тхом. Попасть туда из Ангкор Вата не сложно – всего лишь несколько километров по дороге. Вы пройдете по мосту через канал, который охраняют фигуры воинов, минуете высокие ворота и вот вокруг вас руины дворцов, домов и рынков города, заросшие джунглями…

Ворота города. И снова это лицо...

Вы идете все ближе и ближе к центру и в какой-то момент замираете от ощущения, что кто-то пристально смотрит на вас. Перед вами странное, на первый взгляд хаотичное сооружение из разной высоты башен, входов, лестниц…

Вид Байона со стороны

И на каждой грани каждой башни лицо. Потом вы замечаете что это одно лицо, одно и тоже… Спокойная полуулыбка, прикрытые глаза… как будто человек находится в гармонии.. или знает что-то…

Внутри Байона

Это центр центра. Храм Байон — загадка Ангкора. Многие люди, остававшиеся тут на несколько часов, говорили о странных состояниях, которые испытывали. Назначение храма до сих пор не известно, также как и то чье лицо изображено на башнях. Кто-то верит что это одна из реинкарнаций Будды в образе Авалокитешвары – Будды Милосердия, кто-то ассоциирует лицо с Джаяварманом VII, первым буддистским правителем Кхмерской империи, до той поры исповедовавшей индуизм, который и построил Байон в начале ХIII века. Внутри храм такой же странный, как и снаружи – великое количество расположенных на разных уровнях комнат, много узких лестниц ведущих и вверх и вниз.. ни одной протяженной галереи или прямого прохода – все время вы видите впереди только ближайшую комнату. Храм Байон не был ни царской резиденцией, ни залом собраний… больше всего он напоминает лабиринт. Лишь правитель и особо приближенные монахи могли заходить в него. Сегодня он открыт для всех, группы туристов отважно исследуют темные переходы и крутые башни, да изредка можно увидеть монаха в оранжевом одеянии пришедшего из близлежащего монастыря, чтобы медитировать в этом месте…

А за пределами Ангкор Тхома на десятки километров во все стороны прячутся в густых зарослях индуистские храмы и буддистские монастыри, укрепления и дворцы… Некоторые из них так любят фотографы за атмосферу цивилизации поглощенной джунглями – деревья растут прямо сквозь дверные проемы, лианы переплетаются со статуями, а могучие корни крушат камень колон, как в знаменитом, благодаря сьемкам фильма о Ларе Крофт – Расхитительнице Гробниц, монастыре Та Пром.

Заброшенные храмы во множестве встречаются в окрестных джунглях, стоит только сойти с тропы

Но если вы арендуете джип и проедете 50-60 километров по грунтовой дороге, то попадете в место поистине магическое, но не избалованное присутствием фотографов – священные горы Пном Кулен. Здесь в русле неглубокой, чистой реки, бегущей по горным порогам, находятся тысячи камней в форме Шива-лингамов. В индуистской традиции вода является субстанцией несущей жизнь на землю, так что протекая через лингамы она получает благословения от самого Шивы. Место это почиталось с очень давних пор, задолго до Кхмерской империи, и даже задолго до прихода индуизма в Камбоджу. Регион невысоких (500-600 метров высоты) гор Пном-Кулен до последнего времени был далекой окраиной страны разрушенной войной и археологических раскопок тут не проводилось. Они начались лишь несколько лет назад и к удивлению ученых открыли в этих местах богатейшие находки – до постройки Ангкора здесь в горах, был также огромный город, с дворцами и храмами, только более древний. Некоторые здания очищены от деревьев, но большинство еще ждут своих исследователей – ощущение от этих мест, как будто тут в буквальном смысле не ступала нога человека.