Наблюдая за наблюдениями за протестом в Беларуси, понял общую ошибку восприятия подобных процессов: все на них смотрят, но мало кто пытается их прочувствовать.
Коллективное действие, движение или протест — это моральный феномен в своей основе. Их эмоциональная природа всегда должна быть в основе восприятия, чтобы не допускать его административного искажения.
Общество образовано отношениями морали и отношениями иерархии. Сама ткань общества соткана эмоциональными связями. Без социальных инстинктов Homo Sapiens даже в стаю бы ни собрались. Разные структуры и институты закреплены в отношениях иерархии. Но стихийные процессы коллективного действия — протесты, движения — всегда имеют эмоциональную природу.
Движение образуется общим эмоциональным мотивом, на основе которого возникла новая солидарность; продолжается пока чувства свежи или по мере их подпитывания и прекращается с ослаблением мотива или распадом солидарности. Бывает, что движение приводит к созданию постоянных структур, общественных институтов, связанных уже иерархическими отношениями (e.g. рабочее движение и профсоюзы), однако движение и организация остаются сущностями разной природы — моральной против административной (иерархической).
У организации есть задачи, у движения — мотивы, организация образуется иерархией, движение объединяется солидарностью.
Главная ошибка в понимании любого коллективного действия — воспринимать стихийные процессы как к организованные.
На любой протест в истории и современности нужно смотреть через призму морали; видеть его эмоциональную основу, чтобы избежать административного искажения.
Протест — это не армия, он не собирается как армия и не действует как армия. Протест — это коллективное действие, которое возникает и функционирует на коллективных ценностях. В зависимости от того, какая мораль объединила людей в конкретный исторический момент, будут зависеть и возможности, и перспективы протеста.
Чтобы чувствовать мораль движения достаточно хорошей эмпатии, поэтому многие комментаторы делают это интуитивно. Осознанное восприятие эмоциональной природы движений и протестов требует внимания и уважения: внимания к людям, их составляющим, и уважения их субъектности. Нужно воспринимать людей в движении не как его «части», а основу, видеть протестующих, а не только протест, воспринимать движение как представительство участвующих в нём людей, а не участников — как представителей движения. Это поможет компенсировать административное искажение, и позволит не только увидеть, но и прочувствовать происходящее.
P.S. Белорусские протесты — это очень мягкий пример недопонимания и критики. Гораздо важнее уважительное восприятие таких протестов, как Black Lives Matter. Связанные с BLM летние беспорядки в США остались в России превратно понятыми. Фильтр уважения и эмпатии совершенно необходим, чтобы воспринимать протесты наподобие BLM как социальное явление. Без уважения, как оказалось, дефолтный фильтр у многих был расизм.