Изучаем Капитал. Двойственный характер заключающегося в товарах труда.
Как говорится, «Я вас категорически приветствую!». Сегодня у нас двойственный характер труда, который заключается в товарах. Так что же, прильнем к тому, что писал на счет этого Карл Маркс!
Изначально мы видим товар как нечто двойственное: это потребительная стоимость и меновая стоимость. Если дальше рассматривать товар, то мы обнаружим, что труд, который выражен в стоимости уже не имеет признаков труда, которые принадлежат ему как создателю потребительной стоимости. Это и является двойственной природой содержащегося в товарах труда.
Остановимся на этом подробнее. Возьмем 2 товара: 1 сюртук и 10 аршин холста. И, пускай, стоимость сюртука будет вдвое больше стоимости 10 аршин холста.
10 аршин холста = w; сюртук =2w.
Сюртук — благо (потребительная стоимость), которое удовлетворяет определенную потребность. Чтобы создать это благо (сюртук), нам необходимо затратить определенный труд со специфической целью, характером операций, предметом, средствами и результатом.
Холст — тоже благо, удовлетворяющее потребности, и на его создание необходимо также затратить определенный труд.
Сюртук и холст — качественно различные потребительные стоимости. И также качественно различны виды труда, с помощью которого их создали: портняжество и ткачество.
Если бы эти вещи не были бы качественно различными благами (потребительными стоимостями), на создание которых затрачен конкретный (или же полезный, в разных переводах капитала можно встретить различную интерпретацию, мы будем использовать конкретный труд) труд, который также качественно различается, то тогда бы эти вещи не могли бы противостоять друг другу как товары. Ведь мы не обмениваем сюртук на такой же, т.е. на ту же самую потребительную стоимость.
В совокупности качественно различающихся потребительных стоимостей, или же товарных тел, проявляется совокупность качественно различного конкретного труда. Таким образом, в совокупности товаров мы можем видеть общественное разделение труда.
Общественное разделение труда (ОРТ) является условием существования товарного производства, а товарное производство, наоборот, не является условием существования ОРТ. Например, в древнеиндийской общине труд общественно разделен, но его продукты не становятся товарами. Только продукты самостоятельных, друг от друга не зависимых частных работ могут противостоять один другому как товары.
Таким образом:
1) В потребительной стоимости каждого товара содержится определенная целесообразная производительная деятельность, или конкретный труд;
2) Потребительные стоимости не могут противостоять друг другу как товары, если в них не содержатся качественно различные виды полезного труда;
3) В обществе товаропроизводителей качественное различие видов конкретного труда, которые выполняются независимо друг от друга, как частное дело самостоятельных производителей, развивается в общественное разделение труда.
Труд, как созидатель потребительных стоимостей, как конкретный труд, есть независимое от любых общественных форм условие существования людей, вечная и естественная необходимость: без труда не был бы возможен обмен веществ между природой и человеком, т.е. не была бы возможна сама человеческая жизнь.
Потребительные стоимости: сюртук, холст, и т.д. т.е. товарные тела, представляют собой соединение двух моментов — вещества природы и труда.
Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа, т.е. может изменять лишь формы веществ. Более того. В труде человек постоянно опирается на содействие сил природы. Следовательно, труд не единственный источник потребительных стоимостей, вещественного богатства. Труд есть отец богатства, как говорит Уильям Петти, земля — его мать.
Теперь перейдем от товара как предмета потребления к товарной стоимости. Мы уже предположили, что сюртук имеет вдвое большую стоимость, чем холсты.
1 сюртук = 20 аршин холста.
Как стоимости, сюртук и холст — вещи, имеющие ону и ту же субстанцию, т.е. объективные выражения труда. Но по сути — качественно различные виды труда.
Если мы отвлечемся от определенного характера производительной деятельности, и, следовательно, от конкретного характера труда то в нем остается лишь одно — что он есть расходование человеческой рабочей силы.
Как портняжество так и ткачество, отвлекаясь от их качественных различий — это расходование человеческого мозга, мускулов, нервов, рук и т.д. И в этом смысле это один и тот же человеческий труд. Это лишь две различные формы расходования человеческой рабочей силы.
В стоимости товара представлен просто человеческий труд, т.е. абстрактный труд, затрата труда вообще.
Простой средний труд, хотя и носит различный характер в различных странах и в разные эпохи, тем не менее для каждого определенного общества есть нечто данное. Сравнительно сложный труд — возведенный в степень, помноженный простой труд. Т.е. меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого.
И сведение сложного труда к простому происходит постоянно. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда.
Если по отношению к потребительной стоимости мы смотрим на качество труда, то по отношению к величине меновой стоимости мы смотрим на количество труда, уже сведенного к абстрактному простому труду, лишенного качества.
В первом случае речь о том как совершается труд и что он производит, во втором — о том, сколько труда затрачивается и сколько времени он продолжается.
Исходя из двойственности труда выходит то, что при росте производительной силы величина стоимости снижается, а вещественное богатство растет (т.е. увеличивается потребительная стоимость (благо): вместо 1 сюртука — 2, т.е. можно одеть больше людей). Возникает противоположное движение.
Любой труд с одной стороны — расходование рабочей силы в физиологическом смысле, и в то же время он создает стоимость товаров.
Таким образом, мы сегодня узнали чем отличается конкретный труд и абстрактный. Конкретный труд создает потребительную стоимость, а абстрактный меновую, или просто стоимость.
Интересно, что в английском языке «отражается» двойственность труда: work — конкретный труд, а labour — абстрактный.
Ну, а всех я призываю самим попробовать почитать Капитал! Чем глубже погружаешься в это «царство политэкономии», тем интереснее становится весь окружающий мир!