21 августа 1911 года итальянский мастер по зеркалам Винченцо Перуджа похитил знаменитую картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Вор действовал один. Зная, что по понедельникам Лувр не работает, спрятался в кладовой музея ещё накануне — в воскресенье. Рано утром грабитель вышел из своего убежища, в подсобке нашёл служебный халат, а потому не выделялся среди других сотрудников, наводивших порядок.
Когда в зале, где находилась «Мона Лиза» никого не осталось, Перуджа взял картину, снял с портрета защитный футляр и рамку, спрятал полотно под плащом и благополучно покинул музей. Легче всего оказалось пройти через главный пост охраны — там вообще никого не оказалось.
Это было ограбление века! Поймали Винченцо только два года спустя — в 1913 году. Похититель раскрыл себя сам, когда откликнулся на частное объявление в газете. В небольшой заметке безымянный предприниматель предлагал за «Джоконду» огромные деньги и вор... решился на продажу. Так и угодил прямо в руки полиции.
Шедевр тут же вернули в музей. На суде Перуджа заявил, что украл картину исключительно из личных побуждений: якобы великое произведение итальянского художника должно храниться только в Италии и нигде больше. Преступника приговорили к одному году и пятнадцати дням заключения, однако отсидел он чуть более половины срока, поскольку все его считали настоящим патриотом. Что ж, мало кто знал тогда, что Винченцо Перуджа — всего лишь пешка в остроумной комбинации, которую придумал один очень талантливый авантюрист, —
«Это я уговорил этого балбеса украсть «Мону Лизу». Мне нужна была мировая сенсация, ажиотаж, фурор, шумиха повсюду. Чтобы все газеты, все обложки журналов пестрели заголовками о похищении легендарного шедевра. Зачем? Сейчас расскажу… »
Эдуардо де Вальфьерно. Родился в Аргентине во второй половине XIX века. Называл себя испанским маркизом, хотя, конечно, это ложь. В Европе занимался продажей фальшивых ювелирных украшений и старинных произведений искусства.
«Ещё до ограбления Лувра я заказал у одного итальянского художника сразу 6 копий «Джоконды». Когда оригинал украли и об этом уже знал каждый, я — начал свою игру».
Вальфьерно придумал хитроумный план. 6 копий «Моны Лизы» он продал 6 американским частным коллекционерам. По одной картине в руки. Причем каждый из покупателей был абсолютно уверен, что теперь — именно у него — хранится оригинал! Когда настоящую «Джоконду» всё же нашли, обманутые ценители искусства в полицию обращаться не стали!
В противном случае они бы признались, что фактически спонсировали ограбление!
«Американцы спрятались по своим норам и не высовывались — не захотели портить собственную репутацию. А этот балбес Винченцо Перуджа выдать меня полиции попросту не мог. Мою фамилию не знал, да и видел он меня всего один раз, когда я был в гриме! »
В 1913 Эдуардо де Вальфьерно уехал в Южную Америку и бесследно исчез. Он мог позволить себе жизнь без забот. Но незадолго до смерти мошенник рассказал свою версию истории о краже «Мона Лизы» английскому журналисту Карлу Декеру. Публикация стала сенсацией, а удивительные приключения де Вальфьерно легли в основу фильма «Как украсть миллион».