Найти тему
Радио ЗВЕЗДА

Это было ограбление века! В какой остроумной комбинации кража "Моны Лизы" была лишь пешкой?

21 августа 1911 года итальянский мастер по зеркалам Винченцо Перуджа похитил знаменитую картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Вор действовал один. Зная, что по понедельникам Лувр не работает, спрятался в кладовой музея ещё накануне — в воскресенье. Рано утром грабитель вышел из своего убежища, в подсобке нашёл служебный халат, а потому не выделялся среди других сотрудников, наводивших порядок.

Когда в зале, где находилась «Мона Лиза» никого не осталось, Перуджа взял картину, снял с портрета защитный футляр и рамку, спрятал полотно под плащом и благополучно покинул музей. Легче всего оказалось пройти через главный пост охраны — там вообще никого не оказалось.

Это было ограбление века! Поймали Винченцо только два года спустя — в 1913 году. Похититель раскрыл себя сам, когда откликнулся на частное объявление в газете. В небольшой заметке безымянный  предприниматель предлагал за «Джоконду» огромные деньги и вор... решился на продажу. Так и угодил прямо в руки полиции.

Перуджа
Перуджа

Шедевр тут же вернули в музей. На суде Перуджа заявил, что украл картину исключительно из личных побуждений: якобы великое произведение итальянского художника должно храниться только в Италии и нигде больше. Преступника приговорили к одному году и пятнадцати дням заключения, однако отсидел он чуть более половины срока, поскольку все его считали настоящим патриотом. Что ж, мало кто знал тогда, что Винченцо Перуджа — всего лишь пешка в остроумной комбинации, которую придумал один очень талантливый авантюрист, —

«Это я уговорил этого балбеса украсть «Мону Лизу». Мне нужна была мировая сенсация, ажиотаж, фурор, шумиха повсюду. Чтобы все газеты, все обложки журналов пестрели заголовками о похищении  легендарного шедевра. Зачем? Сейчас расскажу… »

Эдуардо де Вальфьерно. Родился в Аргентине во второй половине XIX века. Называл себя испанским маркизом, хотя, конечно, это ложь. В Европе занимался продажей фальшивых ювелирных украшений и старинных произведений искусства.

«Ещё до ограбления Лувра я заказал у одного итальянского художника сразу 6 копий «Джоконды». Когда оригинал украли и об этом уже знал каждый, я — начал свою игру».

Вальфьерно придумал хитроумный план. 6 копий «Моны Лизы» он продал 6 американским частным коллекционерам. По одной картине в руки. Причем каждый из покупателей был абсолютно уверен, что теперь — именно у него — хранится оригинал! Когда настоящую «Джоконду» всё же нашли, обманутые ценители искусства в полицию обращаться не стали!

В противном случае они бы признались, что фактически спонсировали ограбление!

-3

«Американцы спрятались по своим норам и не высовывались — не захотели портить собственную репутацию. А этот балбес Винченцо Перуджа выдать меня полиции  попросту не мог. Мою фамилию не знал, да и видел он меня всего один раз, когда я был в гриме! »

В 1913 Эдуардо де Вальфьерно уехал в Южную Америку и бесследно исчез. Он мог позволить себе жизнь без забот. Но незадолго до смерти мошенник рассказал свою версию истории о краже «Мона Лизы» английскому журналисту Карлу Декеру. Публикация стала сенсацией, а удивительные приключения де Вальфьерно легли в основу фильма «Как украсть миллион».