Практически все в мире звучит и имеет свои неповторимый оттенок — будь то журчание ручья, шелест деревьев, порывы ветра или треск гор, остывающих после жаркого дня. Мы живем в среде звуков и настолько к ним привыкли, что порой даже не замечаем их. Поэтому в медиаиндустрии особенно актуален звуковой дизайн.
Звуковой дизайн (или саунд-дизайн) — одно из наиболее востребованных направлений в музыкальной среде. Специалисты этой профессии озвучивают рекламу, фильмы и видеоигры, создают звуки для мобильных приложений, автомобилей. Звуковой дизайн используется практически везде.
Суть процесса — подзвучивание всех элементов видео- или аудиоконтента. Звуковой дизайн чаще всего состоит из звуковых эффектов и музыки, которые звуковой дизайнер обрабатывает и расставляет в определенном порядке для создания нужного эффекта, атмосферы и настроения.
Саунд-дизайнер — это творческая профессия, она требует знаний в области работы с аудио, поэтому чаще всего ей занимаются звукорежиссеры, музыканты и композиторы. Звуковой дизайнер объединяет в себе творческого и технического специалиста, он должен хорошо разбираться в режиссуре и точно чувствовать взаимосвязь сценического действия и звукового сопровождения.
Представьте себе рекламный ролик без эффектов и множества звуков. Такое видео будет лишено одного из чувств. Оно вряд ли сможет кому-то понравиться, за исключением ситуаций, когда звук убран намеренно.
В кинофильмах звуковой дизайн сильно выражается в музыке. Чтобы создать романтичный момент, нужно учесть много всего — поставить проникновенную мелодию, голоса героев должны звучать очень тихо, чтобы зритель услышал даже их дыхание.
Вот так в боевиках специалисты звукового дизайна показывают тревожный момент или экшен, что-то героическое: на заднем фоне начинает играть музыка, она продолжает нарастать, пока не достигнет своего пика. Все это время звуковой дизайн держит зрителя в напряжении, приковывая внимание к экрану.
Очень часто саунд-дизайн используется в рекламе автомобилей. Чтобы показать красоту, грациозность, роскошность и мощь, в ролик добавляют вдохновляющую музыку с легкими механическими и городскими звуками. Бывает, что в одном рекламном ролике звучит несколько мелодий, как спокойные, так и более бодрые.
В новогодней рекламе для достижения праздничного эффекта использует звуки колокольчиков, звук снега, хруст дров. Текст читают мужчины с низкими, бархатными голосами или женщины, чей голос напоминает нежный звон колокольчиков.
В фильмах о природе звуковой дизайн почти не используют. Главная задача здесь — сделать так, чтобы зритель оказался на месте развития событий, почувствовал себя частью этого мира. Для достижения этого эффекта звуки природы выносятся на первый план. При этом диктор должен говорить спокойно, умиротворяюще, потому что большинство фильмов о природе медитативные и расслабляющие.
Вот еще один пример звукового дизайна. С помощью музыки и всевозможных звуков можно оживить видео, которое изначально было без звука. Саунд-дизайн задает настрой, добавляет эмоции.
Звуковой дизайн расширяет наше восприятие медиа, рынок активно меняется с каждым годом, к игре уже подключается искусственный интеллект — совсем скоро среда изменится до неузнаваемости.
Команда Cubic Studio