Сегодня я хотела бы рассказать Вам про самозанятость. На данный момент эта тема актуальная для многих людей. Для кого она будет интересна, кто эти люди?
Должна сказать, что это экспериментальный проект и вводился поэтапно по регионам в разное время. Например, для нашего региона такая возможность стала доступна с 01 июля 2020г., и многие ждали этого момента. Рассчитан он на 10 лет. Хотела отметить, что тоже планирую зарегистрироваться в качестве самозанятой, о чем сразу напишу статью, поделюсь с Вами своим мнением по этому вопросу. На данный момент, мое отношение к этому сводится лишь к тому, что те люди, которые ранее занимались «теневой» деятельностью, теперь должны этим воспользоваться, узнав о такой возможности и ее достоинствах. При этом показать официальный свой доход, с которого необходимо заплатить налоги. А что они будут иметь в результате?! Я сейчас говорю с человеческой точки зрения, и прощу меня не осуждать. Плюсов очень много, но об этом я расскажу ниже. Недостатки на данный момент казалось бы не видны, так как проект еще только начинает действовать и набирать обороты. Как всегда можно будет делать выводы, только когда появится практика по данному вопросы, возникнуть какие-нибудь нюансы и мы будем искать ответы и ждать разъяснений по этой теме.
Ну это конечно мое мнение, а теперь начнем.
Самозанятость– это налог на профессиональный доход.
Кто может стать самозанятым?
Среди наших знакомых и друзей очень много таких кто занимается каким то своим делом. Например, это любимое хобби (рукоделие), которое приносит доход. Или это может быть мастер по ремонту компьютеров, который получает вознаграждение за свои услуги.
Приведу краткий список, кого можно отнести к самозанятым для Вашего понимания:
Репетитор, няни, вебмастер, сиделка, уборщица помещений, программист, массажист, психолог, переводчик, копирайтер, косметолог, фотограф, флорист, личный водитель, маникюрист, парикмахер, швея, тамада, организатор свадеб и т.д. Это все услуги. Если Вы занимаетесь продажей товаров, то это могут быть товары только Вашего собственного производства, которые Вы изготовили сами. Исключение составляют товары, которыми Вы ранее пользовались, т.е бывшие в употреблении. Конечно, не думаю, что всерьез кто-нибудь будет этим заниматься и платить еще с этого налоги.
Для того, чтобы зарегистрироваться, необходимо в налоговую инспекцию подать заявление по форме, паспорт и фото. Все действия по ведению деятельности Вы будете осуществлять с помощью специального приложения «Мой налог». Если регистрация происходит через приложение, то фото прикреплять не нужно.
Что считается доходом, с которого будет начислен Вам налог?
Доход – это все денежные средства, которые поступили Вам за оплату услуг или продажу товаров. Налоговым периодом для начисления налога считается календарный месяц. При этом доходы считаются по дате поступления Вам денежных средств.
Из плюсов данного режима можно отметить отсутствие обязанности по уплате страховых вносов, в отличии от ИП. Для самозанятых эта обязанность отмечена как бы на добровольной основе.
А как же стаж у самозанятых? Вчера на одном из сайтов прочитала информацию о том, что если сумма страховых вносов оплачена не полностью, то данный период не будет входит в общий стаж. Это не правда! К Вашему сведению, для самозанятых размер страховых взносов фиксированный, как и для ИП и начисляется за календарный год. На сайте ПФР четко написано, если сумма страховых взносов оплачена не полностью, то засчитан будет стаж пропорционально сделанному платежу. Смею предположить, что могут возникнуть нюансы при подсчете стажа, лишь тогда, когда Вы имели задолженность по страховым взносам и погасили ее в другом периоде или намного позднее. Для этого, я думаю, необходимо всего лишь обратиться в ПФР с подтверждающими документами. Если Вы решили платить страховые взносы в добровольном порядке, то Вам необходимо подать заявление в ПФР. Заявление подается также через приложение, об этом есть информация на сайте ПФР.
Рассмотрим ситуацию, когда нужно сделать возврат за услуги или товар. В этом случае Вы уменьшаете сумму дохода в том периоде, когда были получены денежные средства от покупателя. Эту операцию можно сделать и откорректировать через мобильное приложение. Следует помнить, что нужно указать причину корректировки и приложить документ о возврате. Далее, возможно, нужно будет предоставить подтверждающие документы в оригинале. Как это будет на практике пока никто не сможет сказать. Ведь рынок переполнен услугами таких самозанятых, предложение порой превышает спрос, а недовольных покупателей становится все больше. В связи с этим, хотелось бы отметить, что стоит задуматься о качестве выполняемых услуг!
Ставка налога:
4% - если Ваша деятельность связана только с физическими лицами,
6% - если Вы сотрудничаете с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Какие существуют нюансы по работе с ИП и юридическими лицами я расскажу Вам в следующей статье.
Отчетность – для самозанятых, такая обязанность не предусмотрена. Ничего сдавать не нужно.
С дополнительной информацией можно ознакомиться, прочитав федеральный закон из официальных источников, например на сайте налоговой инспекции. В принципе все доступно написано и понятно, но люди все по-разному воспринимают информацию, поэтому родилась эта статья.
Я бы выделила еще такой момент!
- Сумму излишек по налогам, если такая ситуация возникла по итогам налогового периода, можно зачесть не только в счет предстоящих платежей, но и погасить задолженность по пенями, штрафам, а также оформить возврат денежных средств.
В законе есть один интересный пункт, которому я бы тоже уделила внимание. О чем он?
На Ваше усмотрение, конечно, можно направить через приложение уведомление в налоговую инспекцию о предоставлении им права списать с Вашего счета и перечислить сумму налога подлежащую уплате за какой-либо налоговый период в установленный срок. Срок для уплаты налога до 25 числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом. В свою очередь, налоговая направляет в банк поручение и происходит списание денежных средств. Но следует учесть следующее, что налоговая инспекция должна это сделать не ранее чем за 10 дней, и не позднее чем за 3 дня до истечения установленного срока. Отсюда вывод, подумайте об этом заранее и есть ли в этом необходимость у Вас. Как данная услуга будет складываться на практике пока мы не знаем. Но, если Вы не оплатили в срок, то Вам в приложении поступит уведомление в течении 10 дней.
У меня часто спрашивают о том, сколько видов деятельности можно вести. Четкого перечня видов и ограничений по их количеству нет, но при соблюдении всех условий и требований Закона. Можно заниматься разными видами деятельности одновременно, учитывая все нюансы, описанные мною в этой статье.
У Вас остались вопросы, напишите мне! Будем изучать вместе как это работает на практике и какие возникают нюансы. А я буду делиться этой информацией со другими начинающими предпринимателями.
УДАЧИ!