Соблюдение правил
Общенациональная изоляция во Вьетнаме началась 1 апреля 2020 года. Недели, предшествовавшие изоляции, считались периодом усиленного социального и физического дистанцирования, в течение которого многие действия либо не поощрялись, либо полностью запрещались. Это, как и многие другие правила и постановления во Вьетнаме, по сути, было «мягким открытием» для неизбежной самоизоляции.
Действительно, в течение этого периода многие ограничения уже действовали, но на самом деле они в целом не соблюдались. В марте эти ограничения рассматривались как предложения, пока с 1 апреля они не стали правилами, которые должны были соблюдаться и приниматься всерьез и которые будут строго соблюдаться властями. Те, кто не соблюдает правила, будут привлечены к ответственности путем устных предупреждений, штрафов на месте и даже задержания.
В Вунгтау пример принципа «мягкой изоляции» можно было увидеть в отношении местных властей к массовым собраниям на пляже. Мой отель был в нескольких минутах ходьбы от Bãi Trước (Front Beach). До того, как началась изоляция, по всей набережной были установлены четкие и очевидные плакаты, гласящие: «Запрещается купаться и собираться большими группами на пляже». И тем не менее, каждый вечер с 16:00 толпы местных жителей и гостей города, включая меня и моих друзей, Бена и Руби, стекались в парк на берегу моря, чтобы поиграть, прогуляться и искупаться в океане, пока солнце садится за горизонт. Сотни, а может быть, и тысячи людей каждый день резвились в волнах, устраивали пикники в парке на берегу моря и принимали душ в общественных кабинках. Но 1 апреля, когда все, как обычно, явились на пляж Bãi Trước в 16:00, правила вступили в силу. Люди в форме не позволяли никому входить в парк на набережной, гулять по набережной, купаться в море, пользоваться общественным душем или играть в футбол. Всех, кто приходил, просто вежливо заворачивали назад, объяснив, что больше нельзя тусоваться и наслаждаться пляжем Бай Трёк до хороших времён. Система громкой связи излагала правила блокировки и штрафы, которые будут наложены на тех, кто их нарушит.
Но даже тогда официальное присутствие властей проявлялось в виде лишь десятка мужчин и женщин в форме, патрулирующих набережную. Эта горстка не вооруженных (за исключением дубинок) людей отвечала за управление всем скоплением народа. По-видимому, толпа была очень разочарована тем, что больше не могла ходить на пляж (как, впрочем, и мои друзья, и я), но публичных проявлений гнева не было, никто не роптал из-за новых правил поведения, в которых, в конечном счете, все мы видели логику. Не было никаких протестов или конфронтации с властями. Мы все просто шли домой и придумывали другие способы расслабиться по вечерам, которые не связаны с посещением людных пляжей во время пандемии. Большую часть времени, проведенного в Вунгтау, я не чувствовала себя угнетенной государственными ограничительными правилами, я не чувствовала, что моей независимости и свободе угрожают законы о физическом дистанцировании.
Однако решающее значение для соблюдения общественностью правил самоизоляции имел успех, уже достигнутый вьетнамским правительством в сдерживании распространения вируса. Оно доказало, что их подход эффективен, и это заставило нас (население) доверять их правилам и следовать им неукоснительно. Этого, конечно, не было ни в в Великобритании, ни в США, да и во многих других странах Запада. Правительства не смогли действовать превентивно и решительно. И к тому времени, когда они, наконец, всерьез восприняли пандемию, было уже слишком поздно: общественное доверие к их правительству снизилось, а граждане были настолько разделены, что никакая стратегия по самоизоляции не могла быть эффективной.
Жизнь взаперти
Когда меня осенило, что я застряла в Вунгтау на неопределенный период времени (по крайней мере, до тех пор, пока длилась изоляция), я начала обустраивать свой гостиничный номер. Я купила основные продукты питания и несколько больших пластиковых бутылей с питьевой водой и выделила один угол комнаты для приготовления еды, кофе и чая. В другом углу, у окна, я оборудовала офис для работы. Другой уголок - на мягком стуле с низким письменным столом - я выделила как место для общения и отдыха: для звонков по Skype, просмотра фильмов, чтения и упражнений.
Постепенно установился дневной ритм. Я вставала не особенно рано, но и не слишком поздно, 15 минут практиковала технику дыхания. Затем принимала душ и готовила завтрак: мюсли, йогурт, орехи, мед и банан. Я читала новости в Интернете, просматривала электронные письма, а затем шла купаться.
В середине утра я шла пешком или ехала на мотоцикле, чтобы купить свежий апельсиновый сок, который можно было взять с собой во фляжке в магазине соков на углу улиц Ле Лай и Фам Нгу Лао, а также купить еще кофе в одном из нескольких кафе, которые остаыались открытыми (конечно, только на вынос). Иногда я завтракала второй раз, например, bò kho (тушеная говядина) в столовой в Duyên или покупала выпечку в Bánh Mì Thi Thi. Затем я ехала на мотоцикле к берегу моря или к одной из нескольких пагод на склонах «Большой» и «Малой» гор. Я часто делилась батоном и кофе с местным «бродягой», растянувшимся на ступеньках храма, в полубессознательном состоянии в пьяном сне. Должно быть, мы выглядели странной парой. :-)
В полдень я возвращалась в центр города, чтобы наполнить термос соком рау ма (похожий на клевер зеленый лист с растительным привкусом, подаваемый со льдом) из кафешки Ба Джа - действующее заведение в Вунгтау, известное своими соками, которое оставалось открытым на протяжении всей пандемии. Затем я покупала еду на ужин. Иногда покупала вегетарианские блюда в одном из небольших уютных заведений на улице Ле Лай, а также курицу-гриль от Léo или английские пироги, сыр, печенье и немного темного шоколада в одном из немногих «западных магазинов» в Вунгтау, таких как Linh Phuong и Q-MART, которые обслуживают вкусы и потребности эмигрантского сообщества.
После обеда я тренировалась. Иногда я бегала по набережной, ходила еще раз поплавать, делала HIIT (высокоинтенсивные интервальные тренировки) в своей комнате или занималась растяжкой и йогой на улице во внутреннем дворике. Я старалась менять упражнения каждый день. Вечера я коротала звонками по скайпу или беседой с Беном, Руби и «Суши». Мы ходили на прогулку, болтали о том и о сем, смотрели кино у них дома, угощаясь пиццей на вынос от Pizza Leo. Моя подготовка ко сну состояла из еще одного 15-минутного сеанса дыхания, горячей ванны в сопровождении моего Kindle и имбирного чая, и последующим просмотром какого-нибудь фильма или сериала на ноутбуке.
Продолжение следует
Ранее публиковала:
Сезон пандемии во Вьетнаме: Самоизоляция (Часть 1)
Сезон пандемии во Вьетнаме: пре-Covid, Самоизоляция, Post-Virus