В латвийской больнице от осложнений, вызванных COVID-19, умер именитый южнокорейский режиссер Ким Ки Дук, лауреат Каннского, Берлинского и Венецианского кинофестивалей. Ему было 59 лет. В память о режиссёре мы предлагаем пересмотреть или посмотреть впервые криминальную драму "Пьета", взявшую главный приз на 68-м Венецианском кинофестивале.
Фильм Ким Ки Дука "Пьета" был снят в 2012 году после долгого перерыва в творчестве. После продолжительной белой полосы в творчестве до 2010 года Ким Ки Дук погрузился в депрессию. По его словам, он начал плохо находить общий язык с людьми и решил пересмотреть свои взгляды на искусство. Это привело к тому, что на три года Ким Ки Дук просто исчез. Он ушёл жить отшельником в горную хижину. После длительного периода отшельничества Ким Ки Дук, похоже, потерял поэтическую жилку. Он изменил свое отношение к людям и кинематографу и вывел для себя две вещи: не нужно сильно верить людям, не нужно полагаться на них, а кино – это просто кино, а не какое-то открытие человечества, не нужно относиться к нему как к идеалу всего творчества. На 68-й Венецианский Кинофестиваль он привёз фильм "Пьета", вдохновленный одноимённой скульптурой Микеланджело и почти целиком снятый на собственные деньги. "Пьета" (в переводе с итальянского означает "милосердие") - оплакивающая Христа Дева Мария.
В этом произведении уже совсем нет романтики, она словно умерла в сердце режиссера. Суровая история вымогателя Ли Кан До пропитана христианскими темами и мотивами, а общий тон повествования показывает весь беспросветный мрак в душе Ким Ки-Дука. Режиссер пересмотрел свои взгляды на кино, его стиль сильно изменился: пропала поэтичность фильмов, исчезли пейзажи, он перестал играть со временем, которое часто циклично в его фильмах и придаёт происходящему некую фантастичность и нереальность. Однако главные герои все так же из маргинального слоя общества, режиссер опять показывает другую сторону жизни Кореи. Как правило, главными героями его фильмов являются женщины, они носители положительных качеств. Режиссёр показывает их сильными, смелыми, со сложным внутренним миром. Однако это фильм снят о человеческой слабости в разных ее проявлениях. Каждый из персонажей труслив и слаб по-своему, некоторые кажутся сильными, но по мере разворачивания сюжета их видимая сила и стойкость оказывается слабостью. Скорбящая мать в этом фильме задумывает месть за сына, но в конце и она дает слабину, ей становиться жаль того, кого она наказывает. Действие фильма происходит в городе, отсутствуют красивые общие планы, виды природы. Место действия – рабочий район с трущобами в большом городе, который скоро снесут под застройку небоскрёбами и торговыми центрами. Эта та часть жизни Кореи, до которой мало кому есть дело, однако режиссер не понаслышке знает о жизни простых рабочих людей в Корее, так как в молодости работал на заводе и жил в таком же районе. Почти все кадры мрачные и урбанистические.
Фильм отличает реальное знание режиссером действительности, лишенное веры в людей. В фильме отсутствует музыка. Ким Ки Дук считается "певцом жестокости и насилия", через которое открывается нечто большее. Можно сказать, что просто жестокие сцены в этом фильме утрированны до душераздирающих, но это выражается в намеках на происходящее. Это выгодно отличает Картину от многих современных фильмов, эпатирующих откровенностью сцен.
Нельзя с уверенностью сказать, что в конце восстанавливается справедливость и все наказаны. Это отличительная черта Ким Ки Дука – в сюжете есть некая неопределенность, он не дает однозначный ответ, предлагая зрителю самому поразмышлять над поднятыми в фильме проблемами.
Текст: Софья Межнева
Фото: свободные источники