Найти тему

Царь-проекты: 33, экраноплан КМ

Второе, что вижу возможным предложить читателю здесь, то есть кому угодно, это главы из моей книги "Царь-проекты", доступной к чтению и скачиванию в виде pdf файла тут.

Царь-проектом называю проект, имеющий большинство из следующих признаков:

1) обычно технический, зачастую до сих пор поражающий параметрами; 2) кратно большими современных ему аналогов; 3) до какой-то степени реализованный на практике, вместо как чисто умозрительный; 4) реализованный по распоряжению самого высокого руководства; 5) принесший, между тем, практические результаты близкие к нулю или нулевые; 6) и бывший способным принести только такие.

На мой взгляд, отношение к Царь-проектам это один из водоразделов между достаточно взрослым психологически человеком, находящимся по сторону разума, и находящимся по сторону эмоций подростком психологически. Основные области моих интересов находятся за пределами возможностей второго.

Предыдущая часть.

Экраноплан КМ

Год создания 1966й

Длина 92 м

Масса 544 т

Полезная нагрузка 300 т, 1/2 от веса

Тяга двигателей 10х13 т

Дальность 1500 км

Скорость 500 км/ч

Рис. 33. Экраноплан КМ.
Рис. 33. Экраноплан КМ.

Испытывавшийся успешно двадцать лет на Каспии экраноплан — средство передвижения, использующее повышение подъёмной силы крыла в два раза вблизи поверхности, так называемый экранный эффект — долгие годы являлся самым большим летательным аппаратом на планете.

В единичном экземпляре. Машина с огромной для самолёта грузоподъёмностью и огромной для корабля скоростью, в шесть раз лучше обоих, попала в целевую «вилку». Разнообразные варианты использования судна исключались по разным причинам.

Пассажирское — потому, что такой корабль, при экономичности и безопасности много лучших, чем у самолёта, имеет смысл только при перевозках океанических, международных. Для них нужно создавать в разных странах специальные порта быстрого доступа, поскольку с обычным портом весь выигрыш во времени потерялся бы на медленные финальные операции, и раздвигать маршруты обычных судов так, чтобы возникала надёжная свободная трасса для экранопланов.

Сначала странам нужно было бы об этом договориться. Тогда это исключала политика, она и сейчас это исключает.

Нишу доставщика атомных баллистических или крылатых ракет, опередив экраноплан, заняли медленные, зато намного более автономные, скрытные и защищённые атомные подлодки.

Он мог стать быстрым доставщиком большого десанта, но в атомной войне отсутствовало бы, по большому счёту, куда такой десант доставлять.

А боевое судно обычной войны, заведомо локальной, с учётом отсутствия возможности защитить бронёй самолёт сравнимо с кораблём, требовалось и дешевле и защищённее.

В результате построили опытные экранопланы вдвое меньшего размера. Десантные, и носители противокорабельных крылатых ракет. Они жизнеспособность принципа подтверждали вполне, но малой серией.

А КМ случайно потопили. С учётом того, что брошенное судно тонуло неделю, можно сказать, что потопили его принудительно.

Сейчас оставшийся задел одного из военных экранолётов планируют довести до завершения в качестве спасательного и пожарного аппарата.

Следующая часть.