Довольно часто можно услышать, как бизнесменам и фрилансерам дают совет: «Ориентируйтесь на узкую нишу», «Сужайте специализацию». Но почему? Ограничивать потенциальный поток клиентов в малом и микробизнесе кажется неразумным. Давайте разбираться.
Например, вы репетитор по английскому языку🇬🇧. Вы можете работать и со взрослыми, и с детьми, ставить британский акцент и готовить к ЕГЭ. Почему не называть вещи своими именами – преподаватель английского для всех и под любую задачу?
Или вы фотограф📸, любите снимать людей, хотите работать и с семьями, и с профессиональными моделями, а при случае и свадьбу готовы поснимать. Нужно ли выбирать что-то одно?
Если быть психологом только для женщин в декрете🤱, найдется ли достаточно клиентов?
Открыть кафе☕ для всех жителей района? Или только для мам с детьми? А может быть для любителей здорового питания?
В каждом случае нельзя дать универсальный ответ. Необходимы предварительные исследования и расчеты. Это не реверанс в сторону великого маркетолога Котлера, а данность.
Все же не пугайтесь, не всегда нужно звонить незнакомым людям с просьбой «уделить вам 2 минуты». Многое можно узнать в интернете. Но нужно знать, что и как искать, как формулировать поисковые запросы.
Что важно понять во время исследования:
1️⃣ Ваш контекст: компетенции, ресурсы, цели
2️⃣ Ёмкость сегмента
3️⃣ Позиции конкурентов
4️⃣ Тренды на рынке
Именно 4 эти пункта и будут определять масштаб сегмента, оптимальный для вашей ситуации.
Плюсы узкой специализации:
1. Проще стать заметным, отстроиться от конкурентов, быстрее заработать имя и достичь успеха.
2. Больше шансов создать прочную ассоциацию своего имени с нишей. Когда просят назвать хорошего специалиста по вашей теме, вспоминают именно вас.
3. Формируется образ специалиста, который разбирается в важных нюансах своей темы.
4. Узкая специализация – повод назначить более высокую цену.
5. При ограниченных ресурсах, только так можно обеспечить высокое качество продукта и сервиса.
6. Проще зайти на рынок, ниже бюджеты на продвижение.
7. У вас есть четкий вектор, каким должен быть продукт, как его следует продавать, какой маркетинговый посыл использовать, что писать на сайте и в соцсетях и т.д.
8. Клиентам понятно, кто вы и что предлагаете, с первого взгляда.
Минусы узкой специализации:
1. Ограниченный платежеспособный спрос. Узкая ниша требует, чтобы постоянные клиенты регулярно совершали повторные покупки.
2. Высокая зависимость от клиентов.
3. Меньше возможностей для автоматизации продаж. Требуется постоянная вовлеченность в работу с клиентами.
4. Если появится сильный конкурент, отстраиваться будет сложно.
5. Меньше возможностей для партнерств.
Обе стратегии – и широкой, и узкой специализации – могут быть эффективными. Присмотримся к опыту крупных компании. Есть много примеров успешных брендов масс-маркета и вообще широко диверсифицированных компаний, работающих в далеких между собой категориях. Например, «Яндекс» - это и поисковая система, и любимейшая Яндекс.Музыка, и онлайн-кинотеатр «Кинопоиск», и такси, и многое другое. Но есть и успешные узкоспециализированные компании (тот же Spotify или Netflix, если продолжать медийно-технологическую тему).
Было полезно? Поставьте 👍
Зачем личный бренд наемному сотруднику?
Как связаны лидерство и соцсети?
Вопросы, которые помогут найти призвание