Фотография амбаров на Калашниковской набережной в районе Красной площади.
Предположительно начало 40-х годов прошлого века.
То же место.
Вид на мост Александра Невского с Синопской набережной.
Декабрь 2020 года.
В конце 1950-х на правом берегу Невы развернулось массовое жилищное строительство - жилые кварталы появлялись на Охте, шло проектирование и строительство новых районов на месте петровских пороховых складов, в районе Полюстрово, Пискаревки, Ржевки.
И хотя мост в этом месте реки планировался еще в 30-х годах XX века, только в 1959 году Ленгорисполком объявил закрытый конкурс проектов. В этом конкурсе участвовали самые известные ленинградские и московские проектные организации. Однако первое место не было присуждено, а на втором месте оказалась работа института «Ленгипротрансмост». По этому проекту и был построен мост Александра Невского, хотя первоначально его хотели назвать Староневским.
Авторы проекта моста - главный инженер А.С. Евдонин, инженеры К.Л. Клочков, Г.М. Степанов, архитекторы А.В. Жук, С.Г. Майофис, Ю.И. Синица. Это было новое слово в мостостроении, многие идеи конструкторов моста Александра Невского потом получат дальнейшее развитие - впервые в СССР при создании моста использовали ванты. Так же впервые на 35-метровой глубине установили железобетонные оболочки для речных опор. И, редкий для СССР случай — нерабочее пространство внутри пандусов моста было использовано для размещения парковки на 230 машин.
Ещё до открытия мост получил своё название — мост Александра Невского в честь великого русского полководца и небесного покровителя города.
А торжественное открытие, как тогда было принято, приурочили к годовщине Октябрьской революции, 5 ноября 1965 года по мосту открылось автомобильное, трамвайное и пешеходное движение.
Но качество строительства моста оказалось далеким от идеала. Гидроизоляция, выполненная из стекловаты, стала постепенно растворяться в битуме. Ванты стали быстро ржаветь, и уже через два года после эксплуатации 56 из них лопнули. Мост постепенно продолжал разрушаться, а нагрузка на него постоянно увеличивалась.
В 1982 году из-за износа конструкции рухнул в воду один из противовесов моста весом 700 тонн. Мост закрыли для движения, наладив паромное сообщение. Переправу отремонтировали, заменив противовес, и вновь открыли для движения.
В 2000 году мост был закрыт на капитальный ремонт. Реконструкция переправы проводилась с 10 декабря 2000 года по апрель 2001 года. В ходе ремонта заменены 12 километров вантов и вся гидроизоляция. В 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга была выполнена подсветка моста 500 светильниками и 8 прожекторами.
До декабря 2004 года мост был самым протяженным в городе на Неве. После чего Большой Обуховский вантовый мост, открывшийся на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области, перехватил пальму первенства, его общая длина — 2884 метра.
На месте предмостных сооружений моста Александра Невского с левого берега реки, в начале XX века пользовалось у горожан дурной славой - огромные кирпичные амбары-зернохранилища, между которыми пролегали трамвайные пути. Вот как это место описано в книге "Мосты Санк-Петербурга" Б. Антонова - "это место почти не освещалось, и многие горожане, проходившие здесь в одиночку в сумерках, подвергались нападению грабителей, обитавших на заброшенном кладбище. Однако, еще большую опасность и пешему, и конному представляли серые крысы, жившие в амбарах. Ежедневно вечером огромные массы этих грызунов-паразитов выходили из амбаров и направлялись по пологому склону к Неве на водопой. Напившись невской водицы, серая крысиная масса возвращалась обратно в амбары. Впечатление было такое, как будто шевелится сама земля. Во время крысиного водопоя движение на этом участке прекращалось. Не только пешие и конные, но даже трамваи и автомобили не рисковали появляться здесь в это время. Городская молва долгое время передавала леденящую кровь историю о том, как в 1920-е годы некий незадачливый извозчик пытался проскочить крысиную массу, и как утром на этом месте были обнаружены два обглоданных скелета - человеческий и лошадиный". Я не берусь судить насколько такое описание правдоподобно, пусть каждый решает сам. Но для сценария фильма-страшилки просто идеально.
Одной стороной мост Александра Невского выходит на площадь Александра Невского, которая с 1923 по 1952 годы называлась Красной площадью, а расположенная рядом с площадью, небольшая улица Александра Невского, в те же годы называлась улицей Красной площади.