Найти тему

Царь-проекты: 32, программа «Спираль»

Второе, что вижу возможным предложить читателю здесь, то есть кому угодно, это главы из моей книги "Царь-проекты", доступной к чтению и скачиванию в виде pdf файла тут.

Царь-проектом называю проект, имеющий большинство из следующих признаков:

1) обычно технический, зачастую до сих пор поражающий параметрами; 2) кратно большими современных ему аналогов; 3) до какой-то степени реализованный на практике, вместо как чисто умозрительный; 4) реализованный по распоряжению самого высокого руководства; 5) принесший, между тем, практические результаты близкие к нулю или нулевые; 6) и бывший способным принести только такие.

На мой взгляд, отношение к Царь-проектам это один из водоразделов между достаточно взрослым психологически человеком, находящимся по сторону разума, и находящимся по сторону эмоций подростком психологически. Основные области моих интересов находятся за пределами возможностей второго.

Предыдущая часть.

Программа «Спираль»

Год начала проектирования 1966й

Длина 8 м

Масса 4 т

Экипаж 1 человек

Скорость самолёта-разгонщика 6600 км/ч

Рис 32. МиГ-105, воздушный аналог ракетоплана программы  «Спираль».
Рис 32. МиГ-105, воздушный аналог ракетоплана программы «Спираль».

Советский ответ на американские военные программы, пилотируемый орбитальный разведчик и истребитель «Спираль», сам по себе, при запуске носителем класса Р-7, проект вполне реалистичный.

Сгораемую плиточную теплозащиту испытали, атмосферную аэродинамику самолёта обкатали в полётах аналога, космическую — запущенными на ракетах автоматическими моделями.

Загвоздка вышла в самолёте-разгонщике, а точнее в его водородных турбореактивных двигателях. В теории, охлаждаемые потоком топлива они могли разогнаться до скоростей порядка шести скоростей звука, в два раза быстрее самых скоростных из летавших до того, и стать прототипом военных и гражданских самолётов нового витка НТР.

На практике задача по созданию водородной гиперзвуковой авиации оказалось соответственно реальным масштабам сложной и дорого решаемой. Плюс водород легко летуч, и каждый аэродром для неё требовал бы завода по его производству в прямой близости, что военный потенциал обнуляло.

При определённом увеличении ступеней в качестве первой мог быть использован и менее скоростной самолёт, но к моменту осознания потребности умерить замах весь проект морально устарел и был закрыт в пользу автоматов и тяжёлого показательного ракетоплана.

Следующая часть.