Паруса России. Неизвестная страница
Борис Кришталь
Фото автора
Информацию о наших самых больших парусниках «Седов» и «Крузенштерн» можно легко найти в «Википедии». Но есть одна страница, неизвестная широкой публике.
Коломенский Геннадий Васильевич
В 2006 г., когда «Крузенштерн» заканчивал свое второе кругосветное плавание под флагом России, я был приглашен на последний этап Бремерхафен – Санкт-Петербург
На переходе я много общался с капитаном Геннадием Васильевичем Коломенским, с которым познакомился еще в 1967 г. на курсах яхтенных капитанов в Ленинграде. Во время одной из таких бесед Геннадий Васильевич и поведал мне эту историю.
В начале 90-х годов прошлого столетия распался Советский Союз. Бывшие Союзные республики хотели отхватить себе побольше из того что принадлежало СССР. Два самых больших и самых лучших парусника мира «Седов» и «Крузенштерн» были в собственности у Министерства рыбного хозяйства СССР, и находились в эксплуатации у мореходных училищ, соответственно, Риги и Таллина. Сохранение этих кораблей для России, которая, замечу, юридически являлась правопреемницей СССР, стало делом чести капитанов.
Итак, шел 1991 г. «Крузенштерн» возвращался из плавания по Северному и Балтийскому морям и по плану рейса должен был зайти в Таллин (на тот момент свой порт приписки), далее в Ленинград и затем обратно в Таллин. Капитан Г.В. Коломенский, зная обстановку в стране и в Эстонии, прекрасно понимал, что, если корабль зайдет в Таллин, эстонские власти его не выпустят, и «Крузенштерн» будет потерян для России. Самостоятельно изменить план плавания капитан не имел права. Старший помощник капитана и еще восемь членов экипажа — эстонцы.
Что делать? Геннадий Васильевич нашел выход из такого, казалось бы, безнадежного положения. В этом плавании на борту корабля была группа американских трейнизов (пассажиров, которые принимают участие в работе с парусами и других судовых работах). Геннадий Васильевич пригласил американцев в капитанский салон на кофе и убедил их, два дня, отведенные им на Ленинград с его многочисленными музеями и историческими памятниками, это очень мало (обратные билеты на самолет из Ленинграда у американцев уже были). Поэтому для них гораздо интересней, не теряя времени, пройти в Ленинград без захода в Таллин. И тогда у них будет неделя на осмотр достопримечательностей Ленинграда. Жить американцы могут на «Крузенштерне», на полном пансионе как гости корабля. После этого Геннадий Васильевич дал радио в Москву в Министерство рыбного хозяйства, что американцы не хотят заходить в Таллин и просят изменить план плавания и идти напрямую в Ленинград. В Министерстве пошли навстречу «просьбе американцев» и дали распоряжение капитану: изменить план рейса, отменить заход в Таллин и идти в Ленинград.
При хорошем юго-западном ветре 12-узловым ходом «Крузенштерн» проходит маяк Таллиннамадал (вход в Таллинский залив), взволнованный старший помощник влетает в каюту капитана и спрашивает: «Геннадий Васильевич, в чем дело? Почему корабль идет мимо Таллина?» Геннадий Васильевич показывает ему радио из Москвы. Советский Союз еще был, и таллинская мореходка еще официально подчинялась Министерству рыбного хозяйства СССР. Эстонская часть экипажа ничего не смогла сделать. «Крузенштерн» пришел в Ленинград и остался под флагом России!