Найти тему

Паруса России. Неизвестная страница

Паруса России. Неизвестная страница

Борис Кришталь

Фото автора

Информацию о наших самых больших парусниках «Седов» и «Крузенштерн» можно легко найти в «Википедии». Но есть одна страница, неизвестная широкой публике.

Коломенский Геннадий Васильевич

В 2006 г., когда «Крузенштерн» заканчивал свое вто­рое кругосветное плавание под флагом России, я был приглашен на последний этап Бремерхафен – Санкт-Петербург

На переходе я много общался с капитаном Геннадием Васильевичем Коломенским, с которым познакомился еще в 1967 г. на курсах яхтенных ка­питанов в Ленинграде. Во время одной из таких бе­сед Геннадий Васильевич и поведал мне эту историю.

В начале 90-х годов прошлого столетия рас­пался Советский Союз. Бывшие Союзные республики хотели отхватить себе побольше из того что принадлежало СССР. Два самых больших и са­мых лучших парусника мира «Седов» и «Крузенштерн» были в собственности у Министер­ства рыбного хозяйства СССР, и находились в эксплуатации у мореходных училищ, соответственно, Риги и Таллина. Сохранение этих кораблей для России, которая, замечу, юридически являлась правопреемницей СССР, стало делом чести капитанов.

Итак, шел 1991 г. «Крузенштерн» возвращался из плавания по Северному и Балтийскому морям и по плану рейса должен был зайти в Таллин (на тот мо­мент свой порт приписки), далее в Ленинград и затем обратно в Таллин. Капитан Г.В. Коломенский, зная обста­новку в стране и в Эстонии, прекрасно понимал, что, если корабль зайдет в Таллин, эстонские власти его не выпустят, и «Крузенштерн» будет потерян для России. Самостоя­тельно изменить план плавания капитан не имел права. Старший помощник капитана и еще восемь членов эки­пажа — эстонцы.

Что делать? Геннадий Васильевич нашел выход из такого, казалось бы, безнадежного положения. В этом плавании на борту корабля была группа американских трейнизов (пассажиров, которые принимают участие в ра­боте с парусами и других судовых работах). Генна­дий Васильевич пригла­сил американцев в капи­танский салон на кофе и убедил их, два дня, отведенные им на Ленинград с его многочислен­ными музеями и историческими памятниками, это очень мало (обратные билеты на самолет из Ленинграда у американцев уже были). Поэтому для них гораздо интересней, не теряя времени, пройти в Ленинград без захода в Таллин. И тогда у них будет неделя на осмотр достопримечательностей Ленинграда. Жить американцы могут на «Кру­зенштерне», на полном пансионе как гости корабля. После этого Геннадий Васильевич дал радио в Москву в Министерство рыбного хозяйства, что американцы не хотят заходить в Таллин и просят из­менить план плавания и идти напрямую в Ленинград. В Министерстве пошли навстречу «просьбе американцев» и дали распоряжение капитану: изменить план рейса, от­менить заход в Таллин и идти в Ленинград.

При хорошем юго-западном ветре 12-узловым хо­дом «Крузенштерн» проходит маяк Таллиннамадал (вход в Таллинский залив), взволнованный старший помощник влетает в каюту капитана и спрашивает: «Геннадий Васильевич, в чем дело? Почему корабль идет мимо Таллина?» Геннадий Васильевич показывает ему радио из Москвы. Совет­ский Союз еще был, и таллинская мореходка еще офи­циально подчинялась Министерству рыбного хозяй­ства СССР. Эстонская часть экипажа ничего не смогла сделать. «Крузенштерн» пришел в Ленинград и остался под флагом России!