Найти тему
Сашка с чашкой

Почему копирайтеру не нужно портфолио

Вот и наступила очередная #денежная_пятница. По пятницам я рассказываю про заработок в сети, о том, где брать деньги, не слезая с дивана, и пропагандирую свой прекрасный асоциальный образ жизни (шутка).

Нет, не деньги - обёртки от шоколадок))))
Нет, не деньги - обёртки от шоколадок))))

Но сегодня я пришла поговорить о грустном. А именно – о портфолио. Все говорят, что у копирайтера должно быть портфолио. Фрилансерские гуру дают советы о том, как его собирать, как оформлять, куда отправлять... Я стою посреди всего этого и открываю банку растворимого кофе. Я - копирайтер без портфолио.

В предыдущем посте про 50 000 рублей за полстраницы текста я писала про литературные конкурсы и упоминала свою победу на подобном мероприятии. Но не опубликовала в статье свой «золотой» текст. И вот тут начинается грустное.

Всё, что я могу сказать об этом конкурсе – что он был юмористический и проводился на площадке Адвего в 2016 году. Всё. Сам текст я не имею права публиковать где-либо без разрешения администрации, хотя авторские и остались за мной. Таково было одно из условий конкурса.

Про это очень здорово написал Юзер Нейм Рутович под тем же постом, спасибо, я закрепила комментарий. Конечно, я не считаю, что продала своё видение смыслов за бобовую похлёбку – просто потому, что текст был шуточный, никакой идеологии, но вообще задумалась, да.

Ну и про портфолио. Как вы уже догадались, если вы хотите продавать свои тексты подороже, вы будете продавать их с авторскими правами. И получать приятную сумму. А потом смотреть, как в журнале «В...» выходит ваша статья за подписью Ивана Пупкина. И как девочка на экране поёт вашу песню, а в титрах автором указан другой человек. И как некий общественный деятель на благотворительном балу говорит речь, что вы написали.

Таким образом, вы получаете деньги, самоуважение, отращиваете корону до небес, но в портфолио вам класть нечего. Вы же не будете хвастаться перед заказчиком такими достижениями, как «написал книгу за писателя Д.»?

А бывает, вы наполняете, скажем, сайт турагентства. Под статьями нет вообще ничьей подписи, вы не продаёте авторские права, и можно бы наскринить себе это дело для портфолио, но. Вы, как вежливый человек, спрашиваете заказчика: а можно я использую ...? А он вам – нет, нельзя. Может, он вредный такой, а может, собрался врать друзьям, что сам наполняет сайт – вам оно без разницы. Всё равно в портфолио класть нечего. Опять.

А бывает так, что вы, как белый человек, не занимаетесь всяким-разным. Пишете бойко и интересно, не продаёте права, все вам разрешают всё скринить, некоторые публикации и вовсе выходят под вашей красивой фамилией, но... Но в такой ситуации вам в принципе не пригодится портфолио. За вас работает сарафанное радио и люди приходят сами. Проверено.

Вот и получается, что это самое портфолио вам даром не нужно. Нет, если вы собрались сами побегать за работодателями, то можно и нашлёпать публикаций в папку. Но портфолио при найме, как правило, ничего не решает. Решает тестовое задание.

...Единственная ситуация, когда портфолио приятно и полезно, это когда вы делаете его для себя, а не для заказчиков. И там не только любимые проекты, но и вообще все жизненные успехи. И когда на вас, не дай Бог, накатывает синдром самозванца, вы открываете папочку и показываете синдрому язык: а вот она я – какая, там участвовала, и тут победила, и дачу построила, и вообще... И отпускает.

Дальше - про налоги, про то, о чём копирайтеру не следует писать ни в коем случае, и про то, почему с друзьями работать нельзя. Присоединяйтесь!