Найти в Дзене
CAR and Driver на русском.

Ява 350 (634): завтракает «Макаками», а ужинает «Восходами»

Во времена нашей молодости, на вопрос: «Что такое Ява?» одна мужская половина твёрдо отвечала мотоцикл, а другая – сигареты. Никто даже не вспоминал о существовании одноимённого острова в Индонезии. Времена изменились и молодые люди практически ничего не знают о легендарных мотоциклах и сигаретах с культовым названием «Ява». А ведь в СССР этот бренд считался олицетворением 2-колёсной мечты для
Оглавление

Во времена нашей молодости, на вопрос: «Что такое Ява?» одна мужская половина твёрдо отвечала мотоцикл, а другая – сигареты. Никто даже не вспоминал о существовании одноимённого острова в Индонезии. Времена изменились и молодые люди практически ничего не знают о легендарных мотоциклах и сигаретах с культовым названием «Ява». А ведь в СССР этот бренд считался олицетворением 2-колёсной мечты для каждого юноши, так как был синонимом свободы и статуса.

В 1973 году инженеры чешского народного мото-предприятия разработали новую версию «Явы» 350 под индексом 634 с ДВС 350 см³. Двигатель перешёл по наследству от предыдущей модели 633/1. Конструкция силовой установки оказалась настолько удачной, что прекрасно подошла для нового типа мотоцикла, но с внешними доработками. В целом, модель 1973—1982 годов выпуска признаётся одной из лучших в линейке чешского мотопроизводителя, как 124-й «мерин» у Mercedes. В те годы «Ява» действительно царствовала. Поэтому завтракала «Макаками», обедала «ИЖами», а ужинала «Восходами».

Штрихи к портрету

Для внутреннего чехословацкого рынка выпускали ЯВУ-350 тип 634/4/03. Они оснащалась менее сильным мотором мощностью до 14,7 кВт (20 л. с.), чтобы уровень шума не превышал норму (84 дБ). В СССР поставлялась модификация 634/4/02 с более мощным двигателем 16,2 кВт (22 л. с.). Оба ДВС были надёжными и обладали легендарным басовитым звуком, по которому издалека можно было узнать ЯВУ.

-2

Модель 634 разительно отличалась от предшественника. У мотоцикла новый блок контрольных приборов в который входили:

  • спидометр;
  • тахометр;
  • 4 сигнальные лампы.

Блок крепился к вилке на эластичных подушках. Управление переключателями производилось на фабрике «Пирна» (ГДР) и было эргономичным. Также изменились рычаги управления на руле.

Поменялась форма и ёмкость топливного бака. Теперь можно было заправить 17 литров бензина, вместо 16,2. Оформление бензобака стало более стильным, а хромированные накладки JAWA выполнили довольно крупным. Улучшили форму и размер седла. Внутренности глушителя модернизировали, что позволило снизить уровень шума до 84 дБ. Аккумулятор остался 6 Вт с прежней ёмкостью, но габариты батареи уменьшились.

-3

Подходи, налетай…

Поступающие из ЧССР мотоциклы раскупались так, как сейчас разлетается за углом шаурма в обеденный перерыв. Экономика в те годы была плановой. Чтобы выполнить поставленные Партией задачи, каждый уважающий себя директор спортивного магазина подключал «связи», чтобы на его складах, среди резиновых кед и мячей, возвышались деревянные ящики с «Явами».

Мотоциклы долго не задерживались и не успевали нарастить даже тонкий слой пыли. Непонятно откуда люди мгновенно узнавали о поступлении. На следующий день, задолго до открытия, у магазина выстраивалась очередь, которая в прямом смысле осаждала входные двери. Проверялись списки, раздавались крики: «Да вас тут отродясь не стояло!».

В 80-е годы, спортивные торговые точки открывались с 11:00. Люди собирались на крыльце с рассвета и когда мы шли в школу к 8:00, то у витрин уже стояла очередь. А когда мы возвращались с занятий, то обязательно заходили в спортмаг, чтобы посмотреть на поступление техники и понюхать её запах.

-4

Мотоциклисты из других областей стекались в Москву и Ленинград толпами. Часто приезжих поджидали пустые витрины, так как технику раскупили. Тут их встречали спекулянты, которые предлагали новенький, волшебно пахнущий краской мотоцикл раза в 2 дороже. Многие соглашались. При этом богатенький нефтяник из Тюмени мог ещё осыпать «спасителей» словами искренней благодарности.

Ещё было такое понятие, как «Ленинградские Явы». Ходил слух, что некоторые мотоциклы собирают в городе на Неве. Но это не так. Абсолютно все мотоциклы собирались в ЧССР. Людей путал нюанс, потому что «Явы» приходили в полуразобранном состоянии в деревянных ящиках. На складах или базах упаковку разбирали, устанавливали переднее крыло и колесо, подключали тормозной трос и крепили подворотники. Дособранные Явы со складов отправляли на витрины.

Цена (1981 год):

1. Ява-634.7.00 — 1 080 рублей.

2. Ява-634.7.01 (с коляской) — 1 500 рублей.

Иногда, советские люди не хотели ждать поставку в магазин с базы, оплачивали покупку, получали справку-счёт и отправлялись на склад, откуда забирали мотоцикл.

-5

Грузчики выкатывали ящик на тележке, а дальше делай с ним что хочешь. Иногородние везли упаковку с заветной «Явой» на ж/д вокзал, где оформляли её в грузовой вагон. Местные нередко разбивали ящик прямо у склада или магазина, дособирали мотоцикл, ставили аккумулятор и отправлялись домой своим ходом (кроме зимы).

АКБ, которая шла в комплекте, была не сухозаряженной, а сухой, как пустыня Каракумы. Поэтому аккумулятор брали у друга, который и помогал со сборкой. Если не было АКБ, то мотоцикл заводили «с толкача». Со своим 75-ваттным генератором «Ява» схватывала мгновенно и работала нормально.

Почему любили Яву? Потому что она действительно превосходила конкурентов. Например, можно было завести мотоцикл за рычаг кикстартера даже рукой, это вам не «макака».

Ява в семье – это счастье и миролюбие. Каждые выходные она возила на дачу, а по осени вывозила в коляске картошку и банки солений. А сын мотоциклиста, когда подрастал, занимал место отца. Обрезал переднее крыло, «козлил» задок, одевал косуху и до 5 утра колесил по городу со своей девушкой. Такая романтика царила в те годы.

Культовая Ява 350, возродилась! В 2014 году чехи выпустили реплику модели для ностальгирующих граждан! В Москве мотоцикл замечен в продаже по цене от 200 000 целковых.

-6

Фото:

jawarussia.ru

jawa.eu

avatars.mds.yandex.net

avatars.mds.yandex.net/