(перепечатка произведения одного непризнанного философа о превратности нашего существования, данные имеются в нашей редакции)
Что такое счастливая жизнь и для чего мы живем? Ответы у всех есть разные, но тем не менее, суть этой общей проблемы - знать, что же все таки это такое и для чего оно, - сформулировать можно.
Есть люди, успешные в карьере, а есть те, кто не достигает никаких высот в ней. Есть те, кто очень успешен в личной жизни: много друзей, счастливая семья, интересная жизнь и занятия, а есть те, кому с этим не везет, они одиноки в любовных и в дружеских отношений. Есть различные позиции у людей и в материальном достатке: одни становятся на уровне олигархов, другие имеют средний достаток и представляют некий средний класс, у последних в зарабатывании денег ничего не получается вовсе и они живут на последние крохи от зарплаты до зарплаты и то, только когда есть работа.
В принципе, это наверное основной круг того, вокруг чего мы все живем и вертимся, и у каждого все эти показатели по разному присутствую в его жизни. Понятно же, что по высшему балу все они присутствуют у единиц из нас, если не сказать, что у никого. Если б был такой человек, у которого все это на 100%, то нам бы он наверняка был бы известен уже в силу его явной не бедности. Но много ли обеспеченных людей счастливы? Не зря же говорят, что богатые тоже плачут.
На ум приходит недавний пример с нашим российским миллиардером П., который даже хотел стать Президентом страны и влиться в ряды политиков. Президентом не стал, политическая деятельность его разочаровала, хотя все это вроде, тем не менее могло бы стать примером его успешности вопреки этим неудачам.
Потому что неудача в президентских выборах - это небольшая на самом деле неудача, потому как Президента уж точно нельзя назвать счастливцем, потому как он вообще сам себе не принадлежит. Его жизни можно позавидовать из-за ее размаха, но она точно не счастливая.
Про политическую деятельность можно сказать тоже самое - это грязная работа, и то что она не пошла у П., говорит о том, что он нормальный человек. Это наоборот ему в плюс можно поставить.
Еще он пытался запустить автозавод по производству электрических машин - это говорит о его увлеченности, что тоже плюс. Но вот в личной жизни прокол - семьи нет, хотя родственники известные люди и положительные персонажи, и запомнился П. изначально очень оригинально: он повез в зарубежный лыжный отель десятка два красивых молодых подруг. Хотя так мог сделать любой богатый нувориш, который много дет находился в ссылке и который таким поступком истосковался по богемной жизни.
Именно последнее подводит нас к разгадке того, что же составляет счастье любого человека. Это не работа, не его пристрастие, а то, чем он занимается, когда предоставлен сам себе, то есть когда вернулся с этой работы. Понятно, что иногда человека торчит на ней сутками, а бывает, что ее часто нет и он в режиме ожидания, а бывает, что она у нега какими то вахтами, когда он на ней месяцами или неделями, а потом такое же время находится дома.
И кто бы чего не говорил про то, что бывает хобби у человека или такое занятие, которым он просто живет, и на остальное у него не хватает времени, все равно, главное, для чего мы живем - это что нам остается и чем мы заняты, когда пришли с работы или сделали перерыв в наших постоянных занятиях. Бывает, что они у некоторых вообще не приостанавливаются - например Президент, какой то ученый, но это уже другая история, у таких людей жизнь проходит может быть и интересно, но, как говориться мимо. Мимо всего, потому что остается потом ощущение, что ты все пропустил.
Например, встретившись с друзями в пивнушке впервые за 10-15 лет, такой человек понимает, что он уже не делал так 100 лет и это круто. Или что то другое для себя откроет, достаточно банальное для обычного человека.
Другой пример таких странностей у таких особенных людей: известные люди не могут появляться в общественных местах, потому что им надоело и неприятно постоянное внимание. Для них такое наслаждение представляет совсем обычные вещи: походить самому по магазинам ни от кого не прячась, ходить по улицам. Поэтому наши знаменитости стараются поселиться и проводить время за границей, где они могут получать все эти радости жизни.
Вспоминается один эпизод, когда мы встретили Б. Алибасова в период его популярности в Сочи. Он шел по вещевому рынку, с тщательно закрытым очками и панамкой лицом, но слух о том, что он идет бежал впереди него. Когда он дошел до нас, мы стали оглядываться и искать его, и наши метрах в 10 от нас, он шел в нашем направлении. Никто к нему не бросался за автографом, не визжал, но все тих об этом шептались. Думаю, он все это слышал и понимал, но продолжал прогулку, очевидно уже привыкнув к этому и довольный от того, что явно к нему никто не пристает. Человек просто погулял по рынку, и был этом рад.
Но мы отвлеклись. Что за радость и счастье, человек испытывает после работы, спросите мы, и будете правы, потому что обычно это просто поспал, поел, повалялся на диване и помылся. Вроде бы ничего особенного. Но это именно то, когда мы все остаемся либо одни, либо с самыми близкими, которые не просто часть вашей жизни, а вся жизнь.
Тут важно выделить следующее: аура или присутствие любого другого человека сразу же отражается на мироотражении, реакции человека. Например, любящие люди обычно отмечают следующее: им с их милым человеком ничего не надо говорить, они наслаждаются и довольны просто от нахождения в его присутствии. Мы не знаем сколько здесь от психологии, а сколько от мистического, но этот эффект точно есть.
Он подтверждается тем, что некоторые люди, которые живут где-нибудь в общежитии, хостеле, коммунальной квартире, где им приходиться бок о бок быть с посторонними людьми, обладают тягой к тому. чтобы все равно обособиться от посторонних соседей. В общаге или квартире это делается в отдельной комнате, в хостеле натягивается шторка над кроватью и получается отдельное пространство.
Вообще феномен жилища по настоящему еще никем не исследован. Может в психологии и есть какое то отдельное описание этому, но думаем, оно однобоко. В юриспруденции подчеркнута его главная суть, но, представляется, что не совсем осознано. Жилище обозначается, как что то почти сакральное, а не просто как место, где человек спит, а потому обозначено, как неприкосновенное. И у нас у всех всегда возникает странное чувство, когда посторонние видят наше жилище, или, что еще ужасней, проникают в спальню. Причем ужас вызывает почему то именно то, что они видят спальню. Хотя казалось бы, ну и что, там стоит кровать, какие то вещи может даже разбросаны. Неприятно будет даже если все убрано. Это как будто впустить кого то в свою душу.
К примеру, недавно, мы продавали на Ави..о столик в нашей спальне, и когда пришли покупатели, его нужно было им показать. а вытаскивать его было затруднительно. Мы спустили их в спальню, они две секунды его осмотрели и ушли, но чувство было странное, и что делать так лучше не надо в дальнейшем.
Ну так вот, вот это чувство - что не надо других пускать в свой дом, оно и является маяком для нас, показывающим, что для нас является наш внутренний мир, когда он появляется, и что такое счастье.
Когда мы одни, в своем доме, когда мы никуда не планируем бежать и что то делать до следующих суток - это то, что составляет нашу реальную жизнь. Если люди не имеют этого времени, они чем то поглощены с утра и до вечера, вокруг них работа или какие то люди постоянно - оно проводят жизнь хоть и результативно, но напрасно. Это может быть весело, интересно, познавательно, прибыльно, как угодно, но после всего этого человек всегда ищет убежище от всего этого.
Не случайно, сильно занятые люди любят уехать в отпуск куда то далеко и надолго. Это не того, что они ищут приключений или любят поездки и путешествия и не от того, что они сильно устали на работе - работа у них может быть не трудная и обременительная. Они просто не могут ежедневно или еженедельно уходить в себя от всех проблем и занятий, и у них очень сильно накапливается такая потребность и она их гонит куда то далеко и надолго в отпуске.
Вывод из этого напрашивается следующий: какая бы успешная не была жизнь у человека. главное. что определяет его счастье, это то, как он ощущает себя один, наедине с собой, или по крайней мере со своей семьей. То есть, есть ли у него вообще время на это, и как он проводит время ничего не делания.
Если у него жена или муж выносит ему мозги - это проблемка, к ней люди приспосабливаются, если никого нет - он находиться в поиске, если это друзья одного пола с ним - бывает такая дружба, когда она почти заменяет семью, - то значит такие отношения заменяют ему все. Хотя в последнем случае это происходит и бывает нечасто, недолго, поскольку только интимные отношения являются самыми близкими в прямом и переносном смысле слова и только они являются теми, которые можно признать основополагающими для ощущения счастья у человека.
Был такой мерзкий пример из 90 годов про одного руководителя преступной организации, который устраивал праздники в бане со своими приближенными, в ходе которых они расправлялись прям в той же бане со своими партнерами, коммерсантами, которые чем то проштрафились. Понятно же, что даже у такого человека, надеемся что его уже судьба покарала за все что он сделал, все равно есть остатки совести, и он, когда оставался один, когда засыпал, обдумывал то, что он проделывал, перед ним вставали в его сознании образы его жертв. И все это не могло давать ему покоя. Когда он оставался один - может у него была семья или он прям один оставался, как он мог вести себя со своими близкими? Все равно он вынужден был обходиться с ними по доброму, а значит, в корне менять свое поведение. Мог ли он быть счастлив от такой перемены? Наверное поэтому такие люди раньше частенько неравнодушно относились к церкви и различным ее ритуалам.
В общем. как то так. В полном варианте монография автора готовиться в одной из редакций, будем ждать продолжения.