Как известно, участниками образовательного процесса являются учителя, ученики и их родители. Поговорим о последних.
Никогда не думал, что подниму этот вопрос, потому что в моих педагогических буднях родители не создавали сколько-нибудь значимых проблем. Они вообще ничего не создавали, об их существовании я догадывался только по разговорам учеников. Но несколько лет назад я имел неосторожность согласиться на классное руководство, и после этого моим самым искренним желанием был отказ от него. Когда я понял, насколько огромное влияние на твое настроение, твою работоспособность может оказывать человек, с которым тебя ничего не связывает, это было не самым приятным откровением. И ладно бы встречаться с ним пару раз в четверть - терпимо, но технический прогресс не на стороне учителя в данной ситуации. Звонки, родительский чат (отдельное зло, достойное отдельной статьи), электронные письма могут беспокоить учителя чуть ли не круглосуточно, выходя за рамки элементарных приличий.
Отдавая ребенку в школу почти каждый родитель требует, чтобы его ребенка учили, воспитывали, оберегали и все такое. Но вот одна такая привычка: писать учителю в пол-одиннадцатого, способна перечеркнуть весь воспитательный и даже образовательный процесс. Ведь если родитель позволяет себе систематически беспокоить учителя в такое время, значит он его не уважает. Без вариантов. Даже если были какие-то устные договоренности. Если родитель не уважает учителя, ребенок тоже не будет. Без вариантов. Что бы там ему родитель не объяснял, но волшебную силу примера не побороть. Если ребенок не уважает учителя, он не будет воспринимать воспитательный процесс. Без вариантов. Каким бы ни был учитель в действительности, для ученика он станет пустым местом, которым можно пренебрегать. Ведь если мама/папа пренебрегают его временем (между прочим, самым ценным ресурсом), то и ему можно пренебрегать им.
А если еще и возникает жуткая ситуация, в которой учитель постоянно вынужден пересказывать незаписанное учениками домашнее задание, под напором родителя вынужден давать новые работы для исправления оценок или вынужден постоянно объяснять, что и почему он поставил, то все регулятивные умения, которые должен был освоить ученик плавно перемещаются коту под хвост. Зачем утруждать себя записью домашки, зачем сразу писать хорошие работы, готовиться к ним, если мама с папой позвонят и все уладят? Трудно представить подобную ситуацию в цивилизованных странах, когда профессионалу указывают, как делать его работу. Особенно, если указывает непрофессионал.
Недавно в Казахстане приняли какой-то закон, защищающий учителей. Я раньше был не то чтобы против такого, но считал это излишеством, проявлением бессилия педагогического сообщества, показывающим нашу неспособность воспитать людей, уважающих чужой труд. Просто уважающих других людей. После года классного руководства я так больше не думаю. Нам нужен такой закон.
От классного руководства я избавился. Именно избавился, как от тяжкого ненужного груза. Я напряг Деда Мороза, золотую рыбку и зубную фею, втроем справились. Даже 5 тысяч, обещанных в этом году, не изменили моего желания. Все равно они ушли бы на Афобазол.