Найти тему
Спинто С Пинтой

Можно ли научиться играть на инструменте на одних только упражнениях?

Спойлер: "Нет".

Также, как и нельзя забалакать на иностранном языке, делая только упражнения, и даже делая только упражнения плюс заучивая слова списками-"тысячами" (привет тебе, моя основная работа).

Мое музыкальное рабочее место на обложку этой статьи. И какое счастье, что в музыкальной школе на фортепиано я не училась все семь лет только и исключительно на упражнениях! И что сами упражнения как таковые закончились спустя первые пару месяцев первого класса, а потом упражнениями стали уже произведения.
Мое музыкальное рабочее место на обложку этой статьи. И какое счастье, что в музыкальной школе на фортепиано я не училась все семь лет только и исключительно на упражнениях! И что сами упражнения как таковые закончились спустя первые пару месяцев первого класса, а потом упражнениями стали уже произведения.

Кстати, у меня был такой опыт. Напомню, что довольно безуспешно пыталась год освоить минимальные азы на бас-гитаре (хотя, рассчитывала, что после года занятий с преподом смогу рубить хотя бы самый простейший панк-рок уж точно).

В итоге, собственно, с чем я ушла? С умением разве что эти упражнения и играть. И то, с вопросами :)))

Все-таки, нужно чётко понимать, что ты делаешь и зачем. А задача именно педагога — подобрать тебе репертуар исходя из твоего уровня и задач. И, конечно, помочь эффективно преодолеть сложности.

Помню, как в музыкалке осваивала нужные движения, играя определенные вещи. И, кстати, этюды тоже можно исполнять как полноценные произведения. А вы не знали?

Ещё и исполнять их по-разному, даже некоторые — как медленную или среднетемповую лирическую пьесу (я так играю этюд номер два из 740-го опуса Черни, кося под пьесу "Лебедь" Сен-Санса 😂. Ну, кстати, после этого он в более быстром темпе гораздо "бодрее" идёт :)

На самом деле, упражнения, как и техника, существуют для того, чтобы исполнитель или будущий исполнитель мог выразить в музыке ряд вещей, а не как отдельно взятый спорт как таковой.

Поэтому, если вдруг вы обнаруживаете, что учитесь на одних упражнениях, нет ничего удивительного в том, что, если продолжить такую практику, толком и не заиграете.

Музыка — это всё-таки язык. И, как препод языка по основной своей профессии, считаю, что аналогии мои будут тут уместны.

За оувер дофига лет ко мне приходила куча людей с запросом: "Вы знаете, я вот помню, что в нашей советской школе на уроках английского было что-то про времена, про какой-то там Present Continuous, у меня даже была пятерка и в институте специальные тексты читать и переводить получалось, но я ни слова не могу сказать". Плюс, куча людей, которые писали грамматический вводный тест на уровень примерно intermediate, а когда доходило до устной речи, да что уж греха таить, до написания примитивного письма другу, наступал полный швах и ступор (в той же, кстати, грамматике). В итоге результат плачевный.

Поэтому, в музыке, как с языком, нужна практика. Четко привязанная к определенным задачам по уровню. Жаль, только в музыке нет чего-то наподобие шкалы Common European Framework Reference. Хотя, может, это — тоже правильно, что ее нет? Ведь мы говорим об искусстве.

Всем добра.

Ваша. С Пинтовна.