Найти тему
ЭКСКУРС TV

Креольский дрозд аргентинского танго

Жизнь и творчество Карлоса Гарделя

Гардель, как и многие знаменитости, весь окутан тайнами и легендами. Начинается всё с самого рождения. Историки до сих пор спорят, где же он родился. По одной версии место рождения Гарделя - Тулуза (я бы на их месте немедленно сделал там марафон A la Gardel), а по другой - Уругвай, город Такуарембо. Понятное дело, что Уругвайцы топят именно за вторую версию.

Карлос Гардель - Король Танго
Карлос Гардель - Король Танго

Ладно с местом - так ведь и с датой не всё в порядке. Опять же нет точной уверенности, в каком именно году родился Карлито. По одним источникам - 1890, по другим - 1887. Зато есть точная информация относительно его младенческого возраста - именно тогда, когда Гарделю было два годика, его мама эмигрировала в Аргентину (что косвенно подтверждает "французскую" версию рождения)

Карлос Гардель
Карлос Гардель

Ну, и как водится, имя при рождении тоже было несколько иным: звали Карлоса Гарделя во младенчестве Шарлем Ромуальдом Гардессом. Согласитесь, не самое звучное имя для сцены? Для жителя Буэнос-Айреса сравнение с Гарделем и по сей день - лучшее признание его заслуг. И до сих пор можно услышать поговорку "Креольский дрозд (прозвище Гарделя) поёт лучше с каждым днём".

Casa Rosada - резиденция Президента Аргентины
Casa Rosada - резиденция Президента Аргентины

Время начала карьеры Гарделя - это начало эпохи Золотой Аргентины. В начале прошлого века страна была самой богатой в мире, её экономика росла примерно по 6% в год - небывалые темпы, ни одна другая страна мира в ХХ веке не знала таких темпов роста. Но об истории Аргентины я ещё сделаю одну большую статью, сегодня герой другой.

Гардель и танго неразделимы
Гардель и танго неразделимы

Любопытный факт: выступления на сцене Гардель начал в 1910 году, в возрасте 20 лет (если считать датой рождения 1890 год). Но настоящий творческий путь он начала а) не соло и б) не с танго. Петь он начинал на собраниях политических партий в родном районе Буэнос-Айреса Абасто. Первое публичное выступление состоялось в кафе "O'Rondemann", как раз на столетие Майской революции в Аргентине. Так и продолжал он свою карьеру в качестве певца фольклорных песен по ресторанам

Типичная для Гарделя ситуация =)
Типичная для Гарделя ситуация =)

В 1911 году Карлито познакомился с уругвайским певцом и композитором Хосе Раццано по прозвищу "Азиат" (El Oriental), а уже в 1912 году они записали дуэтом 15 фольклорных песен, под аккомпанемент самого Гарделя. Этот дуэт просуществовал аж до 1925 года, и существовал он весьма успешно.

Карлос Гардель
Карлос Гардель

В том же 1912 году из дуэта выросло трио. К нему присоединился гитарист и певец Франциско Мартино, а в 1913 году трио стало квартетом, благодаря союзу с молодым певцом по имени Соль Салинас. Всё это великолепие с 1913 года стало называться "Национальный квартет Гардель-Раццано", который в конце года дебютировал в престижном кабаре "Armenonville".

О страсти и стойкости Гарделя к алкоголю ходили легенды
О страсти и стойкости Гарделя к алкоголю ходили легенды

К 1914 году Гардель в составе своей группы впервые оказывается на сцене столичного Национального Театра. После этого его концерты в других театрах Буэнос-Айреса и гастрольные концерты в театрах крупных городов Аргентины стали обычным явлением. В 1915 году состоялись его первые гастроли зарубеж - в Уругвай. А во время гастролей в Бразилию в том же году Гардель познакомился со своим кумиром Энрико Карузо.

Карлито за чтением книги
Карлито за чтением книги

Всё это время Карлос Гардель продолжал исполнять народные песни, а танго рискнул спеть для публики только в 1917 году. Дату 9 апреля, как и 11 декабря, с таким же полным правом можно считать Днём танго: 9 апреля 1917 года Гардель записал своё первое (и одно из самых красивых) танго Mi noche triste (Моя грустная ночь). Потом последовала череда песен, которые впоследствии стали классикой аргентинского танго, в том числе и знаменитая Кумпарсита Родригеса.

Обложка пластинки "Моя грустная ночь" в записи оркестра под управлением Франциско Канаро
Обложка пластинки "Моя грустная ночь" в записи оркестра под управлением Франциско Канаро

Впервые "Моя грустная ночь" для публики прозвучала со сцены театра "Эмпайр". Это как раз тот случай, когда можно сказать: исполнив эту песню, Гардель проснулся по-настоящему знаменитым. Танго танцевали до, и пели после него, но он сделал главное: он "поженил" музыку танго с поэзией. До этого танго исключительно танцевали (и далеко не всегда в приличных заведениях). Гардель научил людей слушать танго, слушать певца и вникать в суть песни.

Карлос Гардель
Карлос Гардель

В том же 17-м году (для нас, россиян, танцующих танго, 17-й стал дважды революционным - и в собственной истории, и в истории аргентинского танго) Карлос Гардель снимается в своём первом - пока ещё немом - фильме Flor de Duranzo.

-11

К началу 1920-го года Гардель - звезда. Причём сиял он к тому времени уже далеко за пределами Аргентины. А в 1923 году засиял и в Старом Свете - начались его первые европейские гастроли - Гардель отправился в Испанию. Выбор страны был прост и очевиден - и Аргентина, и Испания говорили на одном языке, и тексты песен были понятны без перевода.

Карлос Гардель и его труппа
Карлос Гардель и его труппа

Ещё дважды за десятилетие с 1920 по 1930 годы Гардель побывал в Испании - выступал и записывался там в 1925 и 1927 годах. В 1928-1929 годах он гастролирует по Франции и Италии, в 1930 - снова Франция, а в 1931-1932 он совершает ещё одно большое европейское турне: Барселона, Лазурный берег, Италия, Париж, Лондон, Берлин и Вена. После гастролей Гарделя танго навсегда и очень прочно входит в европейскую культуру.

Буэнос Айрес. Avenida de Mayo эпохи начала творческого пути Гарделя (1915 год)
Буэнос Айрес. Avenida de Mayo эпохи начала творческого пути Гарделя (1915 год)

После этих гастролей Карлос Гардель возвращается в Буэнос-Айрес в ранге мировой знаменитости, и в 1933 году записывает там своё последнее аргентинское (в смысле географического места записи) танго Madam Ivonne. 7 ноября (опять параллели по датам с советской историей) 1933 года Гардель улетает в свои последние гастроли в США и Европу, из которых в Буэнос Айрес никогда не вернётся.

Реклама фильма "Танго бар" в Карлосом Гарделем в главной роли
Реклама фильма "Танго бар" в Карлосом Гарделем в главной роли

В те годы (1934-1935) он снимается на студии Paramaount, за эти два года вышли несколько фильмов: Cuesta Abajo, Mi Buenos Aires querido, Tango en Brodway, Cazadores de estrellas (мюзикл), El día que me quieras и Tango Bar. Во всех этих фильмах Гардель исполнил свои самые известные песни, а в последнем, помимо прочего, прозвучало, пожалуй, самая известное его танго Por una cabeza

Кадр из к/ф "Запах женщины". Момент, в котором Аль Пачино, слепец по сценарию, танцует с женщиной её первое в жизни танго
Кадр из к/ф "Запах женщины". Момент, в котором Аль Пачино, слепец по сценарию, танцует с женщиной её первое в жизни танго

Эту песню многие знают по саундтреку к фильму "Запах женщины" с Аль Пачино в главной роли, и по фильму "Правдивая ложь", в которой танго станцевал даже сам Арнольд Шварцнеггер. Это танго звучит в самом начале "Списка Шиндлера". Но это не танго из "Запаха женщины", "Правдивой лжи" или "Списка Шиндлера".

Кадр из к/ф "Танго бар" студии Paramount. Момент исполнения Карлосом Гарделем песни "Por una cabeza"
Кадр из к/ф "Танго бар" студии Paramount. Момент исполнения Карлосом Гарделем песни "Por una cabeza"

Нет. Оно было написано в 1935 году, задолго до появления этих фильмов и впервые прозвучало в кинематографе в фильме "Танго бар". Написано танго было самим Гарделем в сотрудничестве с поэтом Альфредо Ле Пера. Как и большинство танго, песня грустная. А что весёлого в том, что молодой человек проигрался в пух и прах на скачках только потому, что его лошадь пришла второй. Всего на расстояние одной головы (именно так переводится название песни) - но второй...

Астор Пьяццола. Молодому пареньку, последнему из (будущих) великих композиторов танго довелось увидеть Гарделя живым
Астор Пьяццола. Молодому пареньку, последнему из (будущих) великих композиторов танго довелось увидеть Гарделя живым

В 1935 году в Нью-Йорке произошла встреча титанов танго. Одним из них был Карлос Гардель - уже мировая знаменитость, человек, фактически сделавший танго частью мировой культуры, экспортировавший его в Европу и приковавший к танго, Аргентине и Буэнос-Айресу внимание всего мира. На долгие годы в середине ХХ века из-за событий в Аргентине, о которых я обязательно подробно расскажу в другой статье, танго ушло в забвение. Вторым участником той встречи был на тот момент 13-летний паренёк Астор по фамилии Пьяццола. Именно Пьяццоле предстояло стать вторым титаном и вернуть танго из забвения.

Танго, такое популярное сегодня в мире, первым рождением обязано Гарделю, а вторым - Пьяццоле
Танго, такое популярное сегодня в мире, первым рождением обязано Гарделю, а вторым - Пьяццоле

Фактически тем, что мы сегодня танцуем танго, мы обязаны двум-трём людям. Если отвлечься от эпохи "золотого века" танго (20-40 годы прошлого века), то это всего несколько имён, которые оставались преданными классическому танго в эпоху его тотального запрета и засилья рок-н-ролла и джаза в Аргентине. Благодаря им танго пережило эпоху диктатуры, забвения и вышло из подполья. И Астор Пьяццола, встретивший в детстве самого Гарделя, едва ли не главное имя в этом списке.

И снова Пьяццола. "Парень, ты играешь на аккордеоне, как галисиец" - такую фразу бросил ему Гардель при встрече, намекая на ужасную игру Астора на инструменте. Что не помешало, или даже наоборот, помогло Пьяццоле стать величайшим аккордеонистом.
И снова Пьяццола. "Парень, ты играешь на аккордеоне, как галисиец" - такую фразу бросил ему Гардель при встрече, намекая на ужасную игру Астора на инструменте. Что не помешало, или даже наоборот, помогло Пьяццоле стать величайшим аккордеонистом.

Наверное, Пьяццола был одним из последних великих композиторов танго, который видел Гарделя живым. После этой встречи, весной 1935 года, Гардель отправился в свои последние гастроли в Латинскую Америку: Пуэрто-Рико, Венесуэла, Колумбия, Панама, Куба, Мексика. Но 24 Июня 1935 года в аэропорту Медельина случилось непоправимое.

Форд Тримотор - самолёт, угробивший Гарделя
Форд Тримотор - самолёт, угробивший Гарделя

Случилась самая жуткая, нелепая и редкая авиакатастрофа, которая только могла случиться. На взлётно-посадочной полосе аэропорта Эрера в Медельине столкнулись два самолёта Форд Тримотор. В одном из них, авиакомпании SACO, находилось 11 человек - вся группа Карлоса Гарделя и сам певец. После отмашки самолёт начал разбег, но порывом ветра его приподняло над полосой, развернуло и фактически выбросило на второй такой же самолёт, стоявший на стартовой позиции в ожидании взлёта. В той катастрофе выжило три человека. Гарделя среди них не было.

Остатки самолёта Форд Тримотор с бортовым номером Ф-31, в котором и летел Гардель. Уцелел только хвост. Все выжившие находились на другом борту
Остатки самолёта Форд Тримотор с бортовым номером Ф-31, в котором и летел Гардель. Уцелел только хвост. Все выжившие находились на другом борту

Сложно сказать и передать, что такое было для Аргентины смерть Гарделя. Аргентинцы вообще очень открытые и сопереживающие люди, и новость о катастрофе в буквальном смысле повергла страну в шок. Из современных событий по степени утраты смерть Карлито можно, наверное, только сравнить с уходом Диего Марадонны.

Карлос Гардель и Альфредо Ле Пера - в той катастрофе погибли оба
Карлос Гардель и Альфредо Ле Пера - в той катастрофе погибли оба

Гроб с телом Гарделя отправили в прощальный тур по маршруту Нью-Йорк - Рио-де-Жанейро - Монтевидео, чтобы тысячи людей по всему миру смогли попрощаться с ним. По возвращении в Буэнос-Айрес его похоронили на кладбище La Chacarita. На его могиле всегда - живые цветы. На его памятнике в руке Гарделя - зажжённая сигарета, с которой он не расставался при жизни.

Гардель был богат, но не оставил ничего после себя. Он любил жизнь и жил на всю катушку. Женщины, скачки, красивая жизнь... Но Гардель оставил главное: невероятное количество красивых танго.

Leyendas de Gardel

  • Говорят, что Карлито отличался необычайной стойкостью к воздействию алкоголя, что он мог выпить в любое время и пить так, будто в первый раз дорвался до алкоголя.
  • Говорят, однажды Гардель по просьбе друга пел серенады для его возлюбленной под её окном. Очарованная девушка открыла окно и поблагодарила певца, а отец девицы пригласил всю компанию в дом на ужин. Был подан такой вкусный десерт, что певец не на шутку объелся.
  • В последний путь любимца Карлито провожала вся Аргентина. Над воспетой певцом Корриентес, главной артистической улицей столицы, запруженной сотнями тысяч безутешных поклонников, звучали мелодии его самых знаменитых танго.
  • Гардель сам окутывал свою жизнь тайной и мифами, не желая выставлять свою душу напоказ. Свой день рождения он отмечал в разные дни, скрывая свой истинный возраст, и называл местом своего рождения разные города
  • В одном из последних интервью у музыканта спросили, как он относится к своему творчеству, на что Карлос Гардель ответил примерно так: «Мне часто говорят, что у меня адский труд, но на самом деле, черт возьми, я зарабатываю деньги, почти ничего не делая!» Ведь танго было его жизнью — дыханием, пищей, душой.
  • На заре своей карьеры Гардель едва не лишился жизни из-за ревнивого мужа своей возлюбленной мадам Ля Ритано. Владелица элитного борделя, куда однажды заглянул певец после своего очередного концерта, была чересчур циничной для того, чтобы по-настоящему любить. Насколько близкими были их отношения, никто не знает, но в 1915 году ревнивый муж мадам спланировал заказное убийство певца. По счастливой случайности киллер чуть промахнулся, попав жертве не в голову, а в легкие. Пуля застряла таким образом, что певец остался жив, но врачи не рискнули извлечь кусок свинца из его груди, с которым певец так и прожил до самого конца.

Гардель ушёл, оставив миру танго...

Пишите комментарии, делитесь статьёй и подписывайтесь на канал!

Рубрика Экскурс в историю

Серия "Персона":
Дэрдменд | Герой Хаджи Герай | Баки Урманче: наше всё татарского искусства | Мугабе: пособие для президента, желающего угробить страну