Жизнь и творчество Карлоса Гарделя
Гардель, как и многие знаменитости, весь окутан тайнами и легендами. Начинается всё с самого рождения. Историки до сих пор спорят, где же он родился. По одной версии место рождения Гарделя - Тулуза (я бы на их месте немедленно сделал там марафон A la Gardel), а по другой - Уругвай, город Такуарембо. Понятное дело, что Уругвайцы топят именно за вторую версию.
Ладно с местом - так ведь и с датой не всё в порядке. Опять же нет точной уверенности, в каком именно году родился Карлито. По одним источникам - 1890, по другим - 1887. Зато есть точная информация относительно его младенческого возраста - именно тогда, когда Гарделю было два годика, его мама эмигрировала в Аргентину (что косвенно подтверждает "французскую" версию рождения)
Ну, и как водится, имя при рождении тоже было несколько иным: звали Карлоса Гарделя во младенчестве Шарлем Ромуальдом Гардессом. Согласитесь, не самое звучное имя для сцены? Для жителя Буэнос-Айреса сравнение с Гарделем и по сей день - лучшее признание его заслуг. И до сих пор можно услышать поговорку "Креольский дрозд (прозвище Гарделя) поёт лучше с каждым днём".
Время начала карьеры Гарделя - это начало эпохи Золотой Аргентины. В начале прошлого века страна была самой богатой в мире, её экономика росла примерно по 6% в год - небывалые темпы, ни одна другая страна мира в ХХ веке не знала таких темпов роста. Но об истории Аргентины я ещё сделаю одну большую статью, сегодня герой другой.
Любопытный факт: выступления на сцене Гардель начал в 1910 году, в возрасте 20 лет (если считать датой рождения 1890 год). Но настоящий творческий путь он начала а) не соло и б) не с танго. Петь он начинал на собраниях политических партий в родном районе Буэнос-Айреса Абасто. Первое публичное выступление состоялось в кафе "O'Rondemann", как раз на столетие Майской революции в Аргентине. Так и продолжал он свою карьеру в качестве певца фольклорных песен по ресторанам
В 1911 году Карлито познакомился с уругвайским певцом и композитором Хосе Раццано по прозвищу "Азиат" (El Oriental), а уже в 1912 году они записали дуэтом 15 фольклорных песен, под аккомпанемент самого Гарделя. Этот дуэт просуществовал аж до 1925 года, и существовал он весьма успешно.
В том же 1912 году из дуэта выросло трио. К нему присоединился гитарист и певец Франциско Мартино, а в 1913 году трио стало квартетом, благодаря союзу с молодым певцом по имени Соль Салинас. Всё это великолепие с 1913 года стало называться "Национальный квартет Гардель-Раццано", который в конце года дебютировал в престижном кабаре "Armenonville".
К 1914 году Гардель в составе своей группы впервые оказывается на сцене столичного Национального Театра. После этого его концерты в других театрах Буэнос-Айреса и гастрольные концерты в театрах крупных городов Аргентины стали обычным явлением. В 1915 году состоялись его первые гастроли зарубеж - в Уругвай. А во время гастролей в Бразилию в том же году Гардель познакомился со своим кумиром Энрико Карузо.
Всё это время Карлос Гардель продолжал исполнять народные песни, а танго рискнул спеть для публики только в 1917 году. Дату 9 апреля, как и 11 декабря, с таким же полным правом можно считать Днём танго: 9 апреля 1917 года Гардель записал своё первое (и одно из самых красивых) танго Mi noche triste (Моя грустная ночь). Потом последовала череда песен, которые впоследствии стали классикой аргентинского танго, в том числе и знаменитая Кумпарсита Родригеса.
Впервые "Моя грустная ночь" для публики прозвучала со сцены театра "Эмпайр". Это как раз тот случай, когда можно сказать: исполнив эту песню, Гардель проснулся по-настоящему знаменитым. Танго танцевали до, и пели после него, но он сделал главное: он "поженил" музыку танго с поэзией. До этого танго исключительно танцевали (и далеко не всегда в приличных заведениях). Гардель научил людей слушать танго, слушать певца и вникать в суть песни.
В том же 17-м году (для нас, россиян, танцующих танго, 17-й стал дважды революционным - и в собственной истории, и в истории аргентинского танго) Карлос Гардель снимается в своём первом - пока ещё немом - фильме Flor de Duranzo.
К началу 1920-го года Гардель - звезда. Причём сиял он к тому времени уже далеко за пределами Аргентины. А в 1923 году засиял и в Старом Свете - начались его первые европейские гастроли - Гардель отправился в Испанию. Выбор страны был прост и очевиден - и Аргентина, и Испания говорили на одном языке, и тексты песен были понятны без перевода.
Ещё дважды за десятилетие с 1920 по 1930 годы Гардель побывал в Испании - выступал и записывался там в 1925 и 1927 годах. В 1928-1929 годах он гастролирует по Франции и Италии, в 1930 - снова Франция, а в 1931-1932 он совершает ещё одно большое европейское турне: Барселона, Лазурный берег, Италия, Париж, Лондон, Берлин и Вена. После гастролей Гарделя танго навсегда и очень прочно входит в европейскую культуру.
После этих гастролей Карлос Гардель возвращается в Буэнос-Айрес в ранге мировой знаменитости, и в 1933 году записывает там своё последнее аргентинское (в смысле географического места записи) танго Madam Ivonne. 7 ноября (опять параллели по датам с советской историей) 1933 года Гардель улетает в свои последние гастроли в США и Европу, из которых в Буэнос Айрес никогда не вернётся.
В те годы (1934-1935) он снимается на студии Paramaount, за эти два года вышли несколько фильмов: Cuesta Abajo, Mi Buenos Aires querido, Tango en Brodway, Cazadores de estrellas (мюзикл), El día que me quieras и Tango Bar. Во всех этих фильмах Гардель исполнил свои самые известные песни, а в последнем, помимо прочего, прозвучало, пожалуй, самая известное его танго Por una cabeza
Эту песню многие знают по саундтреку к фильму "Запах женщины" с Аль Пачино в главной роли, и по фильму "Правдивая ложь", в которой танго станцевал даже сам Арнольд Шварцнеггер. Это танго звучит в самом начале "Списка Шиндлера". Но это не танго из "Запаха женщины", "Правдивой лжи" или "Списка Шиндлера".
Нет. Оно было написано в 1935 году, задолго до появления этих фильмов и впервые прозвучало в кинематографе в фильме "Танго бар". Написано танго было самим Гарделем в сотрудничестве с поэтом Альфредо Ле Пера. Как и большинство танго, песня грустная. А что весёлого в том, что молодой человек проигрался в пух и прах на скачках только потому, что его лошадь пришла второй. Всего на расстояние одной головы (именно так переводится название песни) - но второй...
В 1935 году в Нью-Йорке произошла встреча титанов танго. Одним из них был Карлос Гардель - уже мировая знаменитость, человек, фактически сделавший танго частью мировой культуры, экспортировавший его в Европу и приковавший к танго, Аргентине и Буэнос-Айресу внимание всего мира. На долгие годы в середине ХХ века из-за событий в Аргентине, о которых я обязательно подробно расскажу в другой статье, танго ушло в забвение. Вторым участником той встречи был на тот момент 13-летний паренёк Астор по фамилии Пьяццола. Именно Пьяццоле предстояло стать вторым титаном и вернуть танго из забвения.
Фактически тем, что мы сегодня танцуем танго, мы обязаны двум-трём людям. Если отвлечься от эпохи "золотого века" танго (20-40 годы прошлого века), то это всего несколько имён, которые оставались преданными классическому танго в эпоху его тотального запрета и засилья рок-н-ролла и джаза в Аргентине. Благодаря им танго пережило эпоху диктатуры, забвения и вышло из подполья. И Астор Пьяццола, встретивший в детстве самого Гарделя, едва ли не главное имя в этом списке.
Наверное, Пьяццола был одним из последних великих композиторов танго, который видел Гарделя живым. После этой встречи, весной 1935 года, Гардель отправился в свои последние гастроли в Латинскую Америку: Пуэрто-Рико, Венесуэла, Колумбия, Панама, Куба, Мексика. Но 24 Июня 1935 года в аэропорту Медельина случилось непоправимое.
Случилась самая жуткая, нелепая и редкая авиакатастрофа, которая только могла случиться. На взлётно-посадочной полосе аэропорта Эрера в Медельине столкнулись два самолёта Форд Тримотор. В одном из них, авиакомпании SACO, находилось 11 человек - вся группа Карлоса Гарделя и сам певец. После отмашки самолёт начал разбег, но порывом ветра его приподняло над полосой, развернуло и фактически выбросило на второй такой же самолёт, стоявший на стартовой позиции в ожидании взлёта. В той катастрофе выжило три человека. Гарделя среди них не было.
Сложно сказать и передать, что такое было для Аргентины смерть Гарделя. Аргентинцы вообще очень открытые и сопереживающие люди, и новость о катастрофе в буквальном смысле повергла страну в шок. Из современных событий по степени утраты смерть Карлито можно, наверное, только сравнить с уходом Диего Марадонны.
Гроб с телом Гарделя отправили в прощальный тур по маршруту Нью-Йорк - Рио-де-Жанейро - Монтевидео, чтобы тысячи людей по всему миру смогли попрощаться с ним. По возвращении в Буэнос-Айрес его похоронили на кладбище La Chacarita. На его могиле всегда - живые цветы. На его памятнике в руке Гарделя - зажжённая сигарета, с которой он не расставался при жизни.
Гардель был богат, но не оставил ничего после себя. Он любил жизнь и жил на всю катушку. Женщины, скачки, красивая жизнь... Но Гардель оставил главное: невероятное количество красивых танго.
Leyendas de Gardel
- Говорят, что Карлито отличался необычайной стойкостью к воздействию алкоголя, что он мог выпить в любое время и пить так, будто в первый раз дорвался до алкоголя.
- Говорят, однажды Гардель по просьбе друга пел серенады для его возлюбленной под её окном. Очарованная девушка открыла окно и поблагодарила певца, а отец девицы пригласил всю компанию в дом на ужин. Был подан такой вкусный десерт, что певец не на шутку объелся.
- В последний путь любимца Карлито провожала вся Аргентина. Над воспетой певцом Корриентес, главной артистической улицей столицы, запруженной сотнями тысяч безутешных поклонников, звучали мелодии его самых знаменитых танго.
- Гардель сам окутывал свою жизнь тайной и мифами, не желая выставлять свою душу напоказ. Свой день рождения он отмечал в разные дни, скрывая свой истинный возраст, и называл местом своего рождения разные города
- В одном из последних интервью у музыканта спросили, как он относится к своему творчеству, на что Карлос Гардель ответил примерно так: «Мне часто говорят, что у меня адский труд, но на самом деле, черт возьми, я зарабатываю деньги, почти ничего не делая!» Ведь танго было его жизнью — дыханием, пищей, душой.
- На заре своей карьеры Гардель едва не лишился жизни из-за ревнивого мужа своей возлюбленной мадам Ля Ритано. Владелица элитного борделя, куда однажды заглянул певец после своего очередного концерта, была чересчур циничной для того, чтобы по-настоящему любить. Насколько близкими были их отношения, никто не знает, но в 1915 году ревнивый муж мадам спланировал заказное убийство певца. По счастливой случайности киллер чуть промахнулся, попав жертве не в голову, а в легкие. Пуля застряла таким образом, что певец остался жив, но врачи не рискнули извлечь кусок свинца из его груди, с которым певец так и прожил до самого конца.
Гардель ушёл, оставив миру танго...
Пишите комментарии, делитесь статьёй и подписывайтесь на канал!
Рубрика Экскурс в историю
Серия "Персона":
Дэрдменд | Герой Хаджи Герай | Баки Урманче: наше всё татарского искусства | Мугабе: пособие для президента, желающего угробить страну