Найти тему
Любитель балета

Что такое современные пуанты? Показ и разбор по частям.

Пуанты – основа балета, танец на них существует только в нем, давая классическому танцу собственное лицо по сравнению с народным и другими видами.

Сейчас Интернет забит описанием вопроса «что такое современные пуанты, как их подготовить, использовать и т. д.». Это чаще на видео. Я попробую использовать жанр собственного фотоотчета с комментариями. Хоть тема и избитая, зато это всё свое собственное.

А началось всё так… Через 3 месяца после начала «второй волны» сильного увлечения балетным жанром (первая была давненько, база знаний уже была) я подумала, что мне любопытно в меру своих возможностей влезть в шкуру балерины: хоть как-то почувствовать каково им в пуантах. «Да где ты их в своем облцентре-то возьмешь?» – вяло сопротивлялся внутренний голос. Но тут видимо на голову упало какое-то яблоко, потому что молнией сверкнула мысль: «Да в Интернете можно купить, на известном сайте». Сказано – сделано, и вот уже ищется, меряется длина стопы, выбирается изделие и все, заказано. Жди!

Через 3 недели я встала на них и испытала первые ощущения… но сейчас не о них. Сейчас у меня уже 5-месячный стаж, и пару уж не одну истоптала. Со стопами все в порядке, привыкли довольно быстро (к моему удивлению). Нет, были конечно мозоли, плоды ошибочек, но заживали – и опять в бой, а потом уже и перестали появляться.

Определение от меня. Пуанты при условии правильного (подходящего) подбора модели и размеров – это очень удобная обувь для классического танца sur les pointes des pieds (фр.) – на кончике (острие) стопы. Гениальная конструкция пуантов позволяет устойчиво стоять, передвигаться и вращаться на острие стопы благодаря твердой коробочке (стакану) с пятаком и жесткой стельке, а также благодаря своему высокому и натренированному подъему стопы.

Все фото в статье - мои (снимать самой себя трудновато).

-2
-3

Новые пуанты сразу в работу не годятся, стельку и коробочку нужно размять. На это уходит некоторое время и усилия.

-4

Стелька мнется вот так вот - рукой при надевании, а также просто сама по себе мнется стопой в ходе тренировок. На фотосессии довольно-таки размятая пара, мять ее уже не требуется, поэтому просто показываю.

Пуант, как известно, легко выполняет такой почти цирковой трюк - стоит на пятаке сам по себе. Правда, поначалу мне этот трюк не удавался. Я не понимала почему, но не особенно к нему и стремилась. И вдруг опытным путем поняла, что все время делала одну и ту же ошибку - пыталась поставить новые, не разношенные пуанты. А вот разношенные стоят как миленькие.

-5

-6

Самые первые пуанты, очень сильно убитые, я все же несколько, хоть и не полностью, разобрала на части. Поэтому могу проанализировать.

До момента полупальцев стенки (бока) пуантов мягкие… да даже не просто мягкие, а буквально обвисающие в свободном положении: всего 2 слоя ткани: атласная снаружи и хлопчатобумажная внутри.

Здесь мягкость стенок хорошо видна. Не обращайте внимания что грязные - пуанты традиционной конструкции (клееные) стирке не подлежат.
Здесь мягкость стенок хорошо видна. Не обращайте внимания что грязные - пуанты традиционной конструкции (клееные) стирке не подлежат.

Ближе к пальцам идет небольшой участок чуть жестче (там бумага вставлена), а далее начинается жесткая коробочка с пятаком. Эта конструкция состоит из слоев различных хлопчатобумажных тканей, включая мешковину, проклеенных между собой. Такая простая конструкция - а жесткие, и в то же время не пластик (бывают и такие пуанты, но я сейчас о классическом «рецепте»), а всё из натуральных веществ.

-8

Пятак не обшиваю - все-таки я не балерина. У современных пуантов он обычно размером примерно в два пятачка - две пятирублевые монеты. Такая сейчас мода и тенденция (раньше были куда уже). Сейчас есть поуже, есть пошире. У меня умеренно узкий. В слишком широком нога смотрится неэстетично.

Снаружи к пуантам пристрочена подошва, которая доходит только примерно до середины пятки, далее пятка мягкая – из тех же двух слоев ткани. Такая конструкция позволяет пуанту сидеть на ноге как влитому.

Вот здесь четко видно где заканчивается подошва и начинается мягкая пятка.
Вот здесь четко видно где заканчивается подошва и начинается мягкая пятка.

Стакан плотно облегает пальцы, но все же не должен стеснять (правильный размер). Пальцы в пуанте располагаются как в обычной обуви – прямо, не скрючено.

Стелька в моих моделях состоит их трех слоев разного картона, склеенных между собой, а также пластмассовой планочки длиной 15 см и шириной 2 см, прикрепленной миниатюрным гвоздиком (острием вниз, естественно). Вот в основном она-то жесткость и придает.

-10
Вот, в разобранном состоянии. Это впервые на фото другая пара.
Вот, в разобранном состоянии. Это впервые на фото другая пара.

Долго я их свежие разминаю, чтобы стелька поддерживала и в то же время не мешала. Внутри к стельке приклеена еще хлопчатобумажная (один слой ткани) стелька, и вообще – пуанты внутри только хлопчатобумажные.

Довольно современный вопрос вкладышей… Лучше с ними. Я могу и без них, но не очень долго и только в не очень новых, но и не очень старых, средней разбитости, пуантах. Надолго – лучше защитить пальцы. Больше устраивают поролоновые.

-12

Что мне это все дало? Мне дало это понимание что в пуантовой технике сложно что легко. Без этого ранее у меня представления были часто ошибочными – только от отсутствия практики.

Мне казалось, что сложно долго не слезать с па-де-бурре, стоять в аттитюде или арабеске, просто так или поддерживаемой в обводке. Нет, для ног это совсем не сложно. Вот баланс держать – это сложно, а стопам (стопе) хоть бы что. Прыгать на двух пуантах (как например Раймонда в одной из вариаций) – тоже не бог весть как сложно. Ну, то есть смотрится эффектно, но раньше, наверно, было более трюком чем сейчас - пуанты совершенствуются, а сложность в основном в большом количестве прыжков - выдержать до последнего. А вот на одном пуанте совершать прыжки (как Жизель и др.) – ой мама, очень сложно. На одну ногу и в общем-то сложнее делать некоторые элементы. Например труден вскок только на одной ноге, больше ничем не помогая. На две – легко, а на одну… Но не настолько сложно как прыжки на одном. Вот сходить с пуантов на полную стопу легко, а вскочить проще на двух. А так как это входит в фуэте, то становится понятным, насколько оно трудным является по разным своим составным элементам. 32 вскока, провернешься, 32 спуска, и все на одной ноге. Да уж, пируэт куда проще. Нога на скользком сатиновом пятаке сама едет вращаться. Ни одна бытовая обувь не обеспечивает такой легкости вращений.

Занимаясь каналом, я понимала, что конечно когда-нибудь напишу о пуантах, но подтолкнул меня сделать это побыстрее случай. Мне с первого раза и в остальные ну прямо везло: я сразу купила модель хорошую и правильного размера, а потом и еще удачнее, и стала уж точно эту же модель того же размера покупать. И вдруг на тебе – приехала заказанная новая неопробованная модель – а они мне велики! Причем не понимаю почему, т. к. длины, если померить сантиметром, совпадают. Отправила обратно. Узнала, что это новая совершенно модель. Так, примерно понятно: некая фабрика еще только очень приблизительно видимо знает что такое правильные пуанты.

Вот неудачная, уехавшая назад пара.
Вот неудачная, уехавшая назад пара.

На этом все, спасибо за внимание! Стараюсь писать о разнообразных вещах, даже и о таких, типажа "как я влезала в шкуру балерины". Подписывайтесь, делитесь комментариями, а также по возможности напишите - про какие еще балетные темы вы бы хотели почитать?