Трехлетний возраст – важнейший этап в жизни ребенка. Он впервые осознает собственную индивидуальность, автономность, стремится все делать сам и нуждается в уважении окружающих. В этот период зарождается собственное «Я» малыша, и процесс сопровождается целым рядом таких негативных проявлений, как капризы, истерики, чрезмерное упрямство.
Ответственные и осознанные родители, которые стремятся взрастить здорового, счастливого, успешного в будущем человека, задаются вопросом о том, как развивать ребенка в три года. Эта тема весьма обширна, чтобы раскрыть ее полностью, целой книги не хватит, мы же сегодня постараемся затронуть только самые важные моменты.
Известный педагог, основополагатель одной из наиболее популярных методик в педагогике Мария Монтессори выделила следующие зоны развития детей в трехлетнем возрасте:
- практическое;
- математическое;
- сенсорное;
- развитие речи и мелкой моторики;
- естественнонаучное развитие, в понятие которого входит становление физически здоровой, творческой, музыкальной и духовно развитой личности.
Практическое развитие малышей преследует важнейшую цель – обучить дитя, научить его быть приспособленным к жизни, выработать важнейшие практические навыки, которые помогут ему стать полноценным самостоятельным человеком. Согласно календарю развития ребенка, в 3 года он уже много чего умеет: самостоятельно кушает ложкой, одевается и раздевается, застегивает змейки и пуговицы, знает, что за собой следует убирать, и при правильном подходе охотно это делает. Все эти и многие другие практичные навыки необходимо совершенствовать в ходе специальных занятий и в повседневной жизни.
Математическое развитие подразумевает формирование у ребенка логического, пространственного, абстрактного мышления, первых представлений о множестве объектов, об их свойствах. В этот период важно сконцентрироваться на развитии счетных навыков и привить крохе само понятие цифры, научить его соотносить образ количества с той или иной цифрой.
Сенсорное развитие предполагает развитие и совершенствование у трехлеток каждого из пяти человеческих чувств – зрения и слуха, обоняния, осязания, вкуса, а также прививание ему умений контролировать и управлять всеми этими чувствами, учить ребенка владеть собой. В три года малыш уже способен запоминать два из 10-ти сказанных ему слов, называть 4 из 10-15-ти продемонстрированных ему изображений. Родители и воспитатели должны делать все для того, чтобы объем запоминаемой крохой информации со временем увеличивался, а его кругозор расширялся.
Говоря о развитии речи и мелкой моторики, есть информация, что в 3 годика словарный запас ребенка должен составлять не менее полторы тысячи слов.
По опыту моих садов, хочу сказать, что такой запас может быть у очень малого количества детей. В реальности обыденная ситуация, что некоторые дети почти не говорят и в 3 года.
В этот период многие дети проявляют интерес к речи, они быстро запоминают новые слова, буквально схватывают их налету, активно занимаются словотворчеством. Развитие речевых навыков может осуществляться в ходе чтения книг, заучивания стишков и песенок. Подобные занятия хорошо сочетать с упражнениями на развитие мелкой моторики, с уроками творчества, например, изготавливать детские поделки.
Естественнонаучное развитие, включающее в себя в том числе и развитие физическое, направлено на взращивание всесторонне развитой личности. Важно показать малышу всю красоту окружающего мира, научить его видеть прекрасное, обогатить его воображение образами, привить эстетический вкус. Огромное значение необходимо уделить обучению детей жизни в социуме, объяснить природу происходящих в нем процессов.
Воспитанники моих частных детских садов быстро осваивают моторные навыки, постепенно оттачивают все свои умения. В ходе увлекательных, тщательно продуманных опытными педагогами занятий расширяется кругозор малышей, дети постигают новые для себя навыки, демонстрируют творческие наклонности и таланты, которые всячески поощряются и развиваются.
Мы делаем все для того, чтобы дети росли всесторонне развитыми личностями, а родители ими гордились.