В музыкальном жанре сонаты Бетховен работал много и плодотворно. Каждая соната создавалась им на заранее обдуманный «сюжет» переплетения лирических образов и личных переживаний.
Пожалуй, нет таких эмоциональных состояний и душевных конфликтов, которые не нашли бы в бетховенских сонатах своего отражения и не преломлялись бы в его колоритных инструментовках. Сонаты, и не только фортепианные, открывают двери в удивительный мир бетховенской музыки, которая становится все понятнее, чем больше ее узнаешь.…
Соната для фортепиано № 8 до минор, op. 13 («Патетическая»)
Называлась «Большой патетической сонатой» с посвящением князю Карлу Лихновскому. Опубликована в декабре 1799 г. Состоит из трех частей.
«Патетическая» – это сочетание монументализма и лаконичности, достойное содержание и форма, новаторская оригинальность образов, драма чувств.
Споры и противоречивые суждения о «Патетической» не утихают до сих пор. Какая она? – «Шедевр с начала и до конца; шедевр вкуса, мелодии и выражения» или «заигранная, шутливая с «ребяческим» характером»? А может в ней сосредоточена гармония страстного пафоса, спокойного настроения и мечтательно-чувствительного рондо? Слушая, попытаемся понять…
Соната № 14 до-диез минор, op. 27, № 2 («Лунная соната»)
Искренняя музыка – выразительница непосредственных чувств. Произведение, «отмеченное печатью бессмертия», обладающее редкой привилегией нравиться и посвященным, и дилетантам. Имеет авторский подзаголовок «В духе фантазии» и состоит из 3-х частей. Эмоциональный тон наполнен силой и романтическим воодушевлением. Музыка то вспыхивает «ярким пламенем», то ослабевает в тягостном отчаянии.
Берлиоз назвал первую часть «Лунной» «плачем... и одной из тех поэм, которые не в силах выразить человеческий язык».
Вторая часть – момент некоторого спокойствия перед стремительным финалом. Ф. Лист говорил о ней как о «цветке между двух пропастей» и аллегория эта точно передает дух и форму сочинения.
Центр «всей тяжести» Бетховен перенес в финальную часть – одновременно сложную и виртуозную для исполнения фортепиано соло. Исследователи считают, что третья часть «Лунной сонаты» вдохновила Шопена на фантазию-экспромт.
«К Элизе» – фортепианная пьеса, багатель № 25 ля минор
Ее мелодию в любом уголке мира узнают с первых нот. Популярна. Красива. Мелодична. Нежная, проникновенная, светлая история любви в звуках, рукопись которой ныне утрачена. Пьеса-миниатюра опубликована через 40 лет после смерти великого музыканта – в 1867 г., когда «нашелся» автограф-оригинал произведения. Хотя написана была багатель не позднее 1810 г., точная дата неизвестна, и посвящение «к Элизе» таит множество загадок, над которыми биографы композитора бьются до сих пор.
Претенденток на посвящение было несколько. Тереза Мальфатти, Элизабет Реккель, Элиза Баренсфельд. Есть версия, что вдохновительницей композитора была русская императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I.
Все фортепианные произведения Бетховена – это лирика чувств, отражение внутренних переживаний, особый мир, наполненный неизведанными страстями, всепоглощающими надеждами, одухотворенными мечтами. И «К Элизе» не исключение. Есть много каверов и аранжировок мини-пьесы: от блюза до хэви-металла. Она звучит как рингтон, используется в рекламе и кино.
Соната № 9 для скрипки и фортепиано ля минор, op. 47 («Крейцерова соната»)
Произведение это необычайное и странное. Новое доказательство чрезвычайной гениальности композитора, его блистательной фантазии, глубоких познаний в искусстве гармонии. Соната состоит из 3-х частей, продолжается около 40 минут. Первоначальное посвящение – британскому скрипачу-виртуозу Джорджу Бриджтауэру, который и стал ее первым исполнителем.
Автограф, хранится в боннском Доме Бетховена, имеет шутливую авторскую надпись: «Мулатская соната, сочиненная для мулата Бришдауэра, великого сумасброда и мулатского композитора». Великий маэстро воплотил в «Крейцеровой» сонате свой идеал дружбы. Бриджтауэр был из плеяды музыкальных вундеркиндов, которых в XVIII в. обожали. Его отец, организуя концерты, распространял слухи, что он абиссинский принц. Учителем Джорджа был сам Гайдн. В 10 лет мальчик уже дебютировал в Париже, а в 30 лет получил степень бакалавра музыки в Оксфорде, преподавал и выступал с оркестром Королевского филармонического общества.
«Соната для пианофорте и солирующей скрипки, написанная в очень концертном стиле, почти как концерт, сочиненная и посвященная Луи ван Бетховеном его другу Р. Крейцеру…» – объявление данное лейпцигской «Всеобщей музыкальной газетой» в августе 1805 г. Дополнение к названию «написанная… как концерт» выглядит причудливо и амбициозно, однако содержит истинную правду, служит предисловием и ориентировано на понимающую публику.
«Крейцер» – соната концертная. Красота и виртуозность ее скрипичного звука не предназначена для домашнего музицирования. Партии скрипки и фортепиано равноценны.
Из-за чего «расстроился» виртуозный дуэт Бетховена-Бриджтауэра можно только гадать. Поговаривали, что из-за барышни. Разрыв закрепило случайное посвящение сонаты французскому композитору и скрипачу Родольфу Крейцеру, который так ее ни разу и ни сыграл. Ходили слухи, чтоон не мог перенести, написание произведения для другого музыканта. А еще, что он его просто «не понимал».
Первые наброски относятся к 1802 г., завершение – к майскому утру 1803 г., накануне концерта в павильоне венского парка Augarten. Концерты в 8 утра, обычное явление для Вены. По воспоминаниям ученика Бетховена, Бриджтауэр играл свою партию по рукописи, переписать ее личный копиист композитора просто не успел. Фортепианную партию напамять исполнял автор, ее никто не смог бы исполнить, а рукопись была перед глазами скрипача.
Сонаты Бетховена – это вершины творческого гения композитора. Поднимемся на вершину? Послушаем?