Несмотря на зачинающий заголовок глагол, о проблеме «понаехавших» всё чаще можно услышать из рассказов старшего поколения, которые очень любят вспоминать о том, как колотили городских. В своей статье «А где тот „парень от сохи“? Как XX век изменил сельского человека» я писал о том, как преобразуется деревенское общество на протяжении последних ста лет.
Если говорить об отношении к приезжим, то кардинально всё начало меняться именно в последнем десятилетии XX века, когда состоялось великое и трагическое переселение народов бывшего СССР. Покидая свои дома, люди с наспех собранными чемоданами мотались по обломкам империи в поисках новой жизни. Раскидала всех судьба по-разному. Так и в наших краях «понаехавших», «переселенцев» оказалось довольно много: бывшие «целинники» приезжали из Казахстана и Киргизии, где им больше не было места, из Узбекистана приехали турки-месхетинцы. Все хотели одного — мирного неба и спокойной жизни.
Притирались друг к другу все 90-е годы. Со всех сторон летели упрёки! Местные галдели, что, мол приехали умники и учат здесь нас жить правильно. Приезжие недоумевали: как тут вообще коренные существуют? Им казалось, что всё здесь не так.
Много было сломано копий. Ведь редко кто-то задумывался над тем почему всё выглядит именно так. Какие были предпосылки для того, чтобы сложился такой образ жизни и мысли. А потому и все эти взаимные упрёки строились на каких-то исключительно внешних признаках.
Мы один народ, но с разным прошлым.
По началу всё сложно было с турками. Ведь наши орловские деревни состояли практически из одних славян. А учитывая, что мало кто куда-нибудь выезжал, то прибытие людей другой национальности повергло местных в шок. Неизвестный язык, культура, религия. Разумеется, происходили стычки, но обошлось без глобальных проблем. Турки, как и русские из азиатских республик, быстро интегрировались в местное общество, оказались людьми открытыми и неагрессивными.
К чему этот экскурс? А как раз к заголовку.
События девяностых спровоцировавшие массовую миграцию людей, научили нас сосуществовать.
Сейчас переезд горожан в деревню не вызывает никакой агрессии, за исключением индивидуальных случаев. Если не вредишь — живи на здоровье. Сельское население стало довольно пёстрым, а потому считать деревню «клубом ненависти» ошибочно. Ведь главное — это тот опыт, которым мы можем поделиться друг с другом, выжить в тех непростых условиях, в которые нас ставит российская действительность.
Поэтому нет смысла концентрировать внимания на проблеме между городскими и деревенскими, она давно потеряла свою остроту. Конечно, не исчезла, но и тратить время и энергию на неё нет никакого смысла. Переезд в деревню преподнесёт другие задачи, а потому лучше сконцентрироваться на них. И здесь если вам повезёт местные могут оказать неоценимую помощь.