Как купить тур он-лайн дешевле
Богоявленская церковь в известном селе Челмужи является одним из памятников народного храмового зодчества, который говорит о неисчерпаемом таланте заонежских предков. Церковь уже более 350 лет стоит на песчаном берегу Повенецкого залива и, как маяк, видна издалека.
Исторические события, сопровождающие развитие церкви, происходили на Руси в конце 16 – начале 17 веков, которые связаны с именами Бориса Годунова, священника Ермолая Герасимова, царя Михаила Федоровича. В 1605 году в селе Челмужи была заложена церковь, получившая название «Богоявленской». В этом же году церковь была перестроена благодаря пожертвованиям ранее бывшей инокини (монахини) Марфы. По сравнению с прежним видом, церковь приобрела более выразительный силуэт в следствие надстройки церковного помещения и трапезной в виде невысокого восьмерика, который увенчался шатровым покрытием с укрупненной луковичной главкой.
Что касается значительного размера трапезной, то он обусловлен некими особенностями, касающимися социальной жизни прежнего времени. После распада Новгородской республики крестьяне приобрели некоторую свободу, что дало благоприятную почву для земского управления, активация которого пришлась на период строительства Челмужского храма. В это время особую роль общественных центров выполняли церковные трапезные, в которых и собирался народ. По этой причине трапезная имеет нехарактерно большое помещение.
Известен факт вторичной реконструкции церкви в 18 веке, при которой храм приобрел некие конструктивно-архитектурные особенности. К примеру, трапезная была еще расширена, появилась шатровая колокольня-звонница над сенями и были растесаны дверные и оконные проемы. Данного рода изменения серьезно отразились на художественном облике храма, который потерял былую уравновешенность и строгость.
Во времена Великой Отечественной войны было принято решение разобрать колокольню и шатер, которые могли служить ориентиром для дальнобойного оружия противника. Но уже в 1950-х годах в церкви Богоявления начались ремонтно-реставрационные работы, которые некоторым образом изменили привычный вид церкви: было перебрано крыльцо, шатровые главки стали покрыты осиновым лемехом, поменял свою форму и нижний обрез маленького бочечного алтарного покрытия, были восстановлены резные причелины.
Интерьерная композиция храма была возведена по принципу анфилады. Все помещения церкви образуют прямоугольник, а капитальные стены присутствуют только между сенями и трапезной. Во время посещения Богоявленского храма наступает эффект психологического воздействия на присутствующего, ведь нарастание эмоциональной нагрузки происходит по мере продвижения «на свет» - по пути от низких и плохо освещенных сеней к высокой и светлой трапезной. Самое освещенное помещение церкви имеет высоту 4,15 метра, центральную композиционную роль которого выполняет иконостас.
От старого иконостаса сохранились только следы вырубок. Он состоял из ярусов, которые были разделены тяблами-полками-брусьями, на которых устанавливались иконы. Сами тябла были красиво расписаны растительным орнаментом, чередующимся с восьмилепестковыми цветами на светло-охристом фоне; все лепестки через один были украшены охрой и зеленью. Орнамент окружен черной линией.
Наибольшее количество икон были перевезены в 1963 году экспедицией музея изобразительных искусств, расположенном в Карелии – здесь хранятся запасники. На нижнем ярусе иконостаса располагаются иконы «местного» ряда, на которых изображены наиболее почитаемые святые в Заонежье; второй ряд представляет собой «деисусный» ряд, представленный иконами с изображением ангелов и святых; третий «пророческий» ряд состоял из икон с изображением в нижней части праздников, а в верхней части – пророков. Можно сказать, что в целом иконостас имел каноническую структуру. Из представителей первого ряда сохранилось всего две иконы 17 века, со второго и третьего ярусов до нас дошли по 12 икон с каждого.
Судьба Богоявленской церкви несет в себе живую историю не только людей и строительного искусства, но и государства того времени, что делает храм еще более интересным для осмотра.