Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента
При посещении различных религиозных объектов по всему миру у меня уже выработалась привычка уделять особое внимание центральному храму и "рядом". Это же понятно, что все самое привлекательное для путешественника сосредоточено именно здесь. Примерно так же я планировал сделать и при посещении монастырского архитектурно-паркового комплекса Кальвария-Зебжидовска, и первым делом направился именно в собор Матери Божьей Ангельской Главный храм в польском Иерусалиме - Кальварии-Зебжидовской
Но как-то очень быстро пришло интуитивное (каюсь, я не сильно готовился к поездке сюда, решив, что на месте как-нибудь разберусь) понимание, что "что-то в этой сказочке не так". Сам храм не испытывал наплыва посетителей. Я заметил, что прибывающие на автобусах туристы как-то растворяются в на соседней территории, занятой шикарным лесом.
Сейчас мне, уже познавшему суть польского Иерусалима (а именно так известна Кальвария-Зебжидовска в стране и за ее пределами, не просто будет хронологически отобразить вехи моего понимания. Главное, что мы не пренебрегли таблички, указывающие на "путь Девы Марии" и "путь Господа Христа" (а так же на "Дворец Ирода", очень любопытно было глянуть).
Мощеная широкая дорога в гору, которая начинается прямо от Санктуариума, включающего в себя главный храм...
... и кластер (сейчас это гостиничный комплекс "Дом Пилигрима")...
... ведет по так называемому "пути Девы Марии" (путь Иисуса шел все время навстречу, потом станет ясно почему).
Именно прохождение одного из двух, выбранных именно паломниками пути и является основной целью посещения этого места. Именно для это Кальвария-Зебжидовска и появилась в начале 17 века в предгории польских Татр.
В те времена в Европе уже около 50 лет шел мощный процесс контрреформации, имевший своей целью восстановить престиж Римско-католической церкви и христианской веры, пошатнувшийся на фоне учений реформаторов, таких как Лютер, или Кальвин. Этот процесс включал в себя в том числе и постройку многочисленных религиозных сооружений по всей католической Европе. В 1700 году воевода Краковский Никола Зебжидовский, под впечатлением от всего паломничества по Святым местам, решил построить для поляков свой Иерусалим. Для этого он отыскал место, как ему казалось максимально по рельефу схожее с библейской Голгофой, поставил первую "часовню распятия", а паломнический путь отметил деревянными крестами. Позже, примерно в течении 25 лет с 1607 по 1632 годы эти кресты были заменены на часовни, построенные в стиле маньеризма.
Слово "Кальвария" по-польски означает "Голгофа", так "Голгофа Зебжидовского", известная так же как "польский Иерусалим" включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО" под именем "Кальвария-Зебжидовска: монастырский архитектурно-парковый комплекс в стиле маньеризма". Я касался этого подробнее в материале о храме, здесь же предлагаю продолжить нашу прогулку по "пути Девы Марии". Почти на вершине холма мы встретили сосредоточие из пяти часовен (забыл напомнить, всего комплекс включает в себя 24 часовни страстей христовы и 14 станций крёстного пути)
Ближняя к нам была "часовня Гроба Господнего".
К сожалению, абсолютно все, встреченные нами часовни и станции были закрыты, потому нам удавалось лишь заглянуть внутрь через не всегда чистые окошки.
Самой большой часовней здесь была как раз самая первая, построенная еще Зебжидовским, "Часовня Распятия"
В нее нам тоже удалось заглянуть только через окошко.
От сюда есть два пути. Левее и вниз к еще одной большой часовне "kościół trzeciego upadku" (не могу точно сказать, как правильно по-русски). Мы к нему еще спустимся позже.
А пока поднимемся еще выше на гору к часовне Святой Марии Магдалены.
Только здесь я увидел внятное расписание работы.
От этой часовни мы спустились вниз уже к костелу.
Именно возле него мы увидали в живую, как проходит паломническое шествие. Я чуточку успел снять на видео. [youtube]5V9YYATucuk[/youtube]
<p>А когда паломники прошли, я заглянул внутрь и этой часовни.
В моем первоначальном плане здесь заканчивалось знакомство с парковым комплексом Кальварии, но уж очень хотелось посмотреть на "дворец Ирода", на который были указатели практически во всех точках парка. Так, следуя по прежнему "пути Богоматери", мы пошли с горы вниз в долину.
За сотни лет к чисто религиозному изначально центру "прирос" одноименный городок, через который местами проходят "Их пути"
<p>
Так, спустившись с горы, мы оказались перед часовней-воротами
Далее вела широкая мощенная дорога, справа от которой были обычные жилые дворы...
... а слева станции крестного пути...
Цивилизация беспощадна к культовым ценностям. Прямо через паломнические дороги прошла железная дорога, мост через которую виднеется впереди.
Понимаете, я не могу здесь научить и рассказать, как правильно совершать подобные походы. У меня совсем для этого не достаточно знания, а разбираться и советовать делать то, чего не делал сам как-то не в моих правилах. Мы с женой фактически просто прогулялись по маркированному маршруту, только слегка прикоснувшись к большому таинству в мере нашего знания и понимания библейского сюжета.
За ж.д. мостом нас ожидал завершающий участок пути.
Здесь я, уже по традиции, заглядывал туда, куда можно заглянуть:))
А вот показался и "дворец Ирода".
Здесь и стало понятно, почему указатели на "путь Христа" и "путь Богоматери" почти все время указывали в разные стороны. Путь Христа начинался здесь, у дворца Ирода, и вел на Голгофу на площади перед собором.
К дворцу Ирода есть короткий путь от паркинга и туристического инфоцентра. Паломники прямо с автобуса направляются сюда, и только пройдя весь путь Христа попадают в Храм.
Путь Девы Марии наоборот, начинался от Голгофы, но не доходил до дворца Ирода примерно метров сто, а поворачивал направо. Туда мы уже не пошли, вполне удовлетворившись пройденным и увиденным. Только заглянули, опять через окошко, внутрь "дворца".
В этот день я запланировал еще пару интереснейших церквей Мира, а туда было не очень-то и близко ехать. Еще один культурный шок... "Костел Покою" в Свиднице Церковь Мира Святого Духа в Яворе (объект ЮНЕСКО 1054-001)Потому мы уже кратчайшим путем направились к Санктуаримуму