Найти в Дзене
ЦИМЦУМ

Подробности из "Сада земных наслаждений" Босха

Написанный где-то между 1490 и 1510 годами, "Сад земных наслаждений" - пожалуй, самая амбициозная работа Иеронима Босха. Триптих, состоящий из трех панелей и имеющий в общей сложности почти четыре метра в длину, представляет собой головокружительно детализированную и восхитительно сюрреалистическую работу, возможные значения которой веками занимали искусствоведов и культурологов.

-2

Левая панель-иногда упоминается как соединение Адама и Евы - является домом для райской сцены из Эдемского сада, скорее всего, того момента, когда Бог представляет Еву Адаму. Хотя в Библии эта сцена имеет свои точки осмысления, но особый взгляд Босха на нее — с ее странными зверями, почти похотливым взглядом Адама-не похож ни на что другое, изображенное в истории западного искусства.

-3

Средняя панель, самая большая из трех, кажется, продолжается от "первого" (триптих, скорее всего, должен быть прочитан слева направо), с их совпадающими линиями горизонта. Настройки Также, кажется, перекликаются друг с другом, хотя средняя панель довольно отличается по тону. Здесь царит необузданная резвость, пейзаж изобилует обнаженными фигурами, а также различными огромными животными, растениями и огромными плодами — смесь реального и фантастического. С таким количеством резвящихся обнаженных фигур на панели, несомненно, присутствует эротический элемент, но одна из них пронизана чувством невинности.

-4

По мнению исследователя Босха Вильгельма Френгера, этот эротизм имеет двусмысленное значение, являясь одновременно аллегорией духовного перехода и игровой площадкой разврата. 

-5

Хроматически правая панель заметно отличается от остальных и явно представляет собой изображение Ада, знакомое окружение для работ Босха. И он не сдерживается. Сцена кричит странными и кошмарными образами: гигантские уши с ножами, чудовища-птицы-людоеды, нежеланные авансы от свиной монашки, и в одной замечательной картине гигантское розовое чудовище поет из музыкальная партитура, изображенная на человеческом заду.

-6

Закрывая левую и правую панели, мы видим внешние панели произведения: то, что почти наверняка является изображением сотворения мира. Крошечная фигурка бога видна в верхнем левом углу, а над ним начертана цитата из псалма 33 — Ipse dixit, et facta sunt: ipse mandāvit, et creāta sunt — ибо он говорил, и это было сделано; он повелел, и это было твердо.

-7

-8

-9
-10
-11
-12