В 90-е было много хороших мультсериалов, которые мы с нетерпением ждали в «детское время» по телевизору. Они были красочные, приятно нарисованные и с намертво заедавшей в голове музыкальной темой (Только скажите мне, что вы сейчас прочли, а не ПРОПЕЛИ строчки
«Арабская но-ооочь, волшебный Восто-оок!»
и
«Черный плащ! Только свистни – он появится!»!).
Эти мультсериалы и сейчас вспоминаются с ностальгией. Многие из них, если пересмотреть, понятное дело, уже покажутся наивными, потому что «этоЖдляДетей», но некоторые успешно выдерживают проверку временем. Смотришь во взрослом возрасте и удивляешься: оказывается-то, создатели не держали детишек за дураков – персонажей прописывали личностями, а не картоном, и вопросы в мультфильмах поднимали сложные, притом что рассказывалось о них простым языком.
Для меня до сих пор остается эталоном «Человек-паук» 1994 года. Питер Паркер в нем на редкость приятный протагонист – умный, рассудительный и в то же время с чувством юмора. У героя куча проблем, но при этом язык не повернется назвать его неудачником. Просто обстоятельства порой складываются против героя, да и паучье альтер эго часто заставляет Паркера действовать в ущерб собственным интересам. Протагонисту хочется сопереживать. Этому немало способствует и то, что мы слышим «внутренний голос» Питера. С собой и со зрителями он максимально честен, и это подкупает.
Хороши и злодеи – человечные, ставшие таковыми по вине обстоятельств или из-за слабости характера – а вовсе не потому, что изначально хотели творить зло ради зла.
О еще одном мультфильме «в серьезном ключе» – «Бэтмене» 1992 года («Batman: The Animated Series») я узнала, уже будучи великовозрастной теткой. Почему-то не видела его по телевизору ни в 90-е, ни в начале нулевых. «Лигу справедливости» на СТС застала, а вот «Бэтмена» – нет (если помните, по какому каналу его транслировали, пожалуйста, напишите в комментариях). В дальнейшем вселенной DC я не то чтобы интересовалась – могла узнать «в лицо» Бэтмена, Супермэна и Джокера, и ладно. Все-таки известные персонажи, имена которых уже успели стать нарицательными.
Ну, и как же без модных веяний)
Так какое же впечатление сложилось у великовозрастной меня, не-фаната DC и человека без ностальгии по мультфильму детства?
Стилистика и причудливость вселенной
Это первое, что бросается в глаза. Стиль мультфильма коренным образом отличается от супергероики и того же «Человека-паука». Здесь у нас самый настоящий нуар с преобладанием черного и красного цветов.
Место действия часто превращается в стилизованную сцену, где все пространство скрыто тьмой, и только главные герои по центру ярко освещены.
Складывается ощущение, что в Готэм-Сити всегда глубокая ночь. Даже если в дневное время и проглядывает солнце,
то небо все равно остается красновато-апокалиптического оттенка.
Подобный цветовой минимализм напомнил мне стилистику фильма «Город грехов».
Почитав информацию об истории создания мультсериала, я нашла любопытный факт:
концепция мультсериала была навеяна комиксом Фрэнка Миллера «Бэтмен: Возвращение Тёмного Рыцаря».
То есть у «Бэтмена» и «Города грехов» один комикс-создатель. Поэтому картинка и доставляет глазкам эстетическое удовольствие.
Нуарная стилистика подчеркивается заставками, очень похожими на те, что были в старых фильмах.
И оркестровая музыка как будто взята из старых кинолент. У каждого персонажа своя собственная тема – героическая, как у Бэтмена, или жутковатая, как у Пугала.
Готэм-Сити словно застыл вне времени. Здесь небоскребы сочетаются с готическими соборами, на которых восседают устрашающего вида горгульи.
Вместе с самолетами и вертолетами в небе свободно летают полицейские дирижабли. Автомобили исключительно ретро. Вместе с компактными ноутбуками существует огромный, во всю комнату, компьютер Бэтмена, а телевизоры тут черно-белые, но при этом с пультом управления.
Мужчины любят носить шляпы, а-ля 30-е и 40-е.
И при всем при этом в мультфильме присутствуют новейшие военные разработки, генная инженерия и искусственный интеллект. А это уже самый настоящий ретрофутуризм, детишки!
Обходили цензуру, как могли
Все-таки удивительно, как создатели смогли протащить в мультсериал те элементы, которые вовсе не «family friendly», в отличие от ранее упомянутого «Человека-паука».
Здесь у нас и самый настоящий огнестрел вместо лазерных пукалок,
и герой в сражениях получает ощутимый урон, а не становится немножко грязным,
и завуалированные пытки с казнями присутствуют (иногда и не очень завуалированные).
Кстати, методика ведения допросов у Бэтмена тоже вызывает некоторые сомнения. Считать ли подвешивание на большой высоте психологической пыткой? А угрозу оставления в опасности?
Да что мы все о насилии да мрачняке? Были здесь и более интересные намеки. Например, связанные с Харли Квинн.
Или с самим Бэтменом и дочерью Ра’с аль Гула.
Его раздели исключительно с целью обыскать. А вы что подумали, негодники? Ну… в конце концов, все закончилось полюбовно, так что это НЕ ХАРАССМЕНТ!
Эх, Бэтмен, Бэтмен! У тебя уже есть Женщина-кошка!
Главный герой – не Бэтмен!
Как ни удивительно, но в мультсериале под названием «Бэтмен» большую часть экранного времени занимает вовсе не Человек-летучая мышь. У каждой серии свой главный герой, переживания которого (и зачастую перерождение в злодея) мы видим.
Виктор Фриз теряет смертельно больную жену из-за того, что босс сворачивает его исследования и отключает оборудование. Эдварда Нигму, талантливого создателя компьютерной игры, увольняет и лишает авторских прав загребущий владелец игровой компании. Старый актер, когда-то игравший роль супергероя Серого Призрака, прозябает в нищете.
Все они – жертвы общества и дикого капитализма, при котором монополисты творят все, что им вздумается, ничуть не боясь расплаты. В какой-то мере и Брюс Уэйн – это зло, поскольку он тоже капиталист. Да, Брюс жертвует деньги на благотворительность, старается обеспечивать город рабочими местами, но это все капли в море.
Не способен он преобразовать Готэм-Сити и в образе Бэтмена: даже если посадить за решетку нескольких бандитов, это вряд ли поможет искоренить коррупцию или бедность. Здесь нужно менять все общество.
Такой вот серьезно-пессимистичный посыл детского мультфильма.
Принципиальное отличие DC от Marvel в том, что в центре сюжета стоит не личность персонажа, а идея. Идея маленького человека, которого ломает несправедливое общество. Идея того, что бездействие власти рано или поздно порождает нового вершителя правосудия.
Впрочем, Бэтмен – это не только «фон» и связующий элемент для эпизодов. Создателям интересна история становления личности героя, его переживания и «тараканы в голове». Ну, а в самом-то деле какой здравомыслящий человек вырядится в летучую мышь и пойдет вершить правосудие? В какой-то мере, Бэтмен такой же псих, как и Джокер, только вот путь выбрал диаметрально противоположный.
Бэтмен более непроницаем для зрителя, нежели Человек-паук. Мы не слышим его «внутреннего голоса» и часто не понимаем, насколько сильно его задевают те или иные события. Серии, сосредоточенные на личности Брюса, помогают увидеть человеческие стороны героя.
Такие разные серии
Настроение выпусков варьируется. В некоторых сериях присутствуют философские мотивы: несет ли ответственность ученый за попытку вмешаться в законы природы?
Или где заканчивается человеческая личность и начинается искусственный интеллект?
А некоторые серии просто прекрасны в своем безумии. Вот, например, Джокер хочет запатентовать измененную им с помощью токсина рыбу. Кому не хочется жить на авторские отчисления?
А здесь у нас кукольник-чревовещатель с раздвоением личности едва не убивает самого себя.
И да, как же я забыла о серии, в которой большинство злодеев собирается для того чтобы… поиграть в покер. Ну, и заодно решить, кто ближе всех подобрался к Бэтмену и почти прикончил его.
Мультсериал очень изобретателен. В нем практически нет проходных серий. Проскальзывает, конечно, иногда некоторая наивность в лице косоглазых стрелков, которые ну никак не могут попасть в Бэтмена – но это простительно.
Создателям удается охватить огромное количество персонажей DC и познакомить с ними несведущего зрителя. Убийца Крок, Двуликий, Загадочник (он же Риддлер), Пугало, Безумный Шляпник, Король Часов – на всех из них интересно посмотреть.
Настоящее изысканное удовольствие я получила еще и оттого, что параллельно с просмотром первого сезона мультсериала установила игру «Batman: Arkham Asylum». Это так здорово – найти, например, в качестве пасхалки куклу Лицо со шрамом, а на следующий день увидеть серию про безумного чревовещателя.
Кадры как особый вид искусства
Вопреки расхожему мнению, мультфильм про Бэтмена могёт не только в мрачняк и пафос, но и юмор. Стоп-кадры получаются очень уж мемными. Впрочем, смотрите сами.)
Подводя итоги, что я могу сказать о мультсериале? Он до сих пор отлично смотрится, выгодно отличается от другой супергероики, и… я многое потеряла в детстве оттого, что не посмотрела его тогда.
А вот еще ТОП-11 серий от Ностальгирующего Критика.
_____________________________________________________________________________________
Понравилось?)
Ставьте лайк. Лайки не обязательны, но приятны и крайне мотивирующи для автора.
Хотите еще мистики, книг, сериалов, комиксов, игр и злобно-латинских измышлений о жизни - подписывайтесь.)
Заходите в нашу группу ВК - там у нас своя атмосфера.)