Солнечный день, птички поют, на душе хорошо и легко, как вдруг… приходит мысль: “Надо открывать свой бизнес. Надоело работать на дядю! Хочу открыть свое дело! ”Где солнце? Куда птички разлетелись? Откуда вдруг ураган?
Это только начало пути.
Давайте сразу расставим точки над i: если Вы мучительно рыщете по интернету в поисках идеи для бизнеса, рассмотрели уже 100 вариантов, примерили на себя каждую прочитанную бизнес-идею, настроение кислое и будущее кажется каким-то грустным – забудьте о бизнесе. Как минимум на некоторое время. Не дай Бог Вам принять решение о его начале в такой обстановке.
Это заранее утвержденное банкротство и неудача.
Решение начать свой бизнес должно прийти само собой. Легко! Как озарение. Как дуновение свежего ветерка. Неважно, сами Вы придумали идею или вдруг раздался телефонный звонок от старого друга, который предложил Вам интересную идею. Или, может быть, Вы случайно с кем-то познакомились, что и послужило толчком к развитию…
Те тонны бизнес-планов и научно-популярных статей, обзоров и дискуссий, которые можно найти в Интернете на абсолютно любые темы, предназначены не для тех, кто мучительно ищет идею, а для тех, кто идею УЖЕ НАШЕЛ и ищет материалы по теме! Перед ними стоит вопрос не “что открыть”, а “как открыть свое дело“?
Это крайне важное отличие. Я не хочу сказать, что идея должна быть обязательно уникальна – в наше время уникальных идей крайне мало можно придумать, почти все ниши заняты. Но я хочу сказать, что работоспособна и перспективна только та идея, которая сама «случайно стукнет Вам в голову» и Вы четко поймете: «Да. Вот это – точно моё! »
Стоит ли овчинка выделки?
Ну хорошо. Предположим, идея появилась. Чего дальше-то делать?
Один из самых важных шагов, которые должен сделать будущий предприниматель уже на этом этапе – сформировать цель. То есть четко и ясно, несколькими простыми предложениями записать на бумаге то, чего Вы хотите добиться от бизнеса. Ради чего Вы его создаете?
Что является целью? • «заработать денег» целью не является – конкретики нет. • Заработать через год 1 миллион рублей – это цель. Не слишком качественная, конечно, но цель. •
Стать в своем округе/районе/городе ведущим продавцом воздушных шариков через два года – отличная цель!
Почему? Из последнего варианта можно четко выделить важнейшие составляющие: что мы будем делать? где территориально мы будем этим заниматься? когда наступит финальный срок? в чем будет измеряться наш успех? + есть четкая ориентация на лидерство, которая не замедлит отвесить Вам мысленный подзатыльник, коли Вы начнете лениться.
Бизнесмен – лидер по характеру. Если он не лидер – он не бизнесмен.
Практически никто из начинающих не задумывается о необходимости знать цель в бизнесе. Если Вы идете за покупками, то идете в конкретный ма-га-зин. Если решили развлечься – в бар или клуб и так далее. Всегда есть маршрут и конечная цель. Так же и в бизнесе – Вы должны четко знать куда Вы идете и как Вы планируете туда добраться.
Отдельный момент: цель должна быть за-пи-са-на, а не сказана вслух.
У написанного/напечатанного текста есть одна уникальная особенность – сквозь него сразу становятся видны ошибки. Напишите ересь и Вам тут же станет стыдно за это предложение или абзац.
Вслух можно сказать что угодно. Это Вас ни к чему не обяжет, особенно если говорите это себе самому. Совсем другое дело – записать на бумаге, поставив дату и подпись: «Что написано пером, не вырубишь и топором» (с) народная мудрость.
Не думайте, что так издеваются над новичками.
В серьезных бизнесах, где во главе стоит умный управляющий, цель не просто записана на бумажке – цель трансформируется в объемный документ, толщиной в несколько страниц, а то и в несколько десятков страниц, на которых подробнейшим образом раскрыта цель компании, ее миссия, задачи и планы на будущее.
Итак, мы решили стать лидерами по продаже воздушных шариков. Цель у нас есть.
Первым делом надо оценить имеющиеся у Вас активы: ресурсы материальные ресурсы конкурентные ресурсы людские
Ресурсы материальные
С грубой оценкой ресурсов материальных все более-менее понятно.
Вряд ли Вы решите наладить серийное производство авиационных двигателей – пупок развяжется. Но приблизительно (на этом этапе нас не интересует точность) прикинуть, есть ли у нас достаточные основания утверждать, что мы этот бизнес «потянем», мы сможем. Чего требуют наши шарики, как бизнес? Баллоны с газом, шарики разного калибра, нитки, стол, стул, стойка, крыша над головой или просто промышленный зонтик.
Все это мы можем себе позволить купить.
Разложите Вашу идею на составляющие. Напишите на бумаге все этапы и напротив каждого напишите, что на этом этапе будет требоваться из материальных ресурсов. По итогам составьте общий список. Это даст Вам возможность очень грубо оценить требуемые первоначальные вложения в основные и оборотные средства.
Ресурсы конкурентные
Это та «фора», те фишки и плюшки, которые мы можем получить для «раскрутки» от знакомых, друзей, родственников и подруг. Вспомните все свое окружение. Вспомните, кто чем занимается и какими связями обладает. Где работают их жены, дети, мамы, папы и друзья их друзей. Вам важно понять, кто из них может быть Вам полезен и чем конкретно. Составьте общий список из фамилий и напротив каждой напишите, чем этот человек может быть интересен.
Не надо думать, что если человек не может дать Вам выход на администрацию района, где Вы решили устанавливать площадки для торговли шариками или не готов помочь Вам материально, то его стоит списывать со счетов. Отнюдь!
Человек будет Вам очень полезен даже в том случае, если он может познакомить Вас с женой деверя троюродной сестры своего друга, которая два года назад покупала кассовый аппарат.
Благодаря этому человеку Вы получите не только ценную информацию, но и наладите возможность для дальнейшего сотрудничества, сможете обращаться за советом. Поверьте, нет ничего ценнее грамотного своевременного совета. Поэтому дополнительно рекомендую составить список «советчиков», куда заносить всех, кто может дать Вам дельную подсказку по тому или иному вопросу. Не полагайтесь на память – привыкайте записывать каждую мелочь. Пригодится!
Ресурсы людские
Ресурсы людские – один из самых сложных и противоречивых моментов.
Ваша задача состоит, во-первых, в том, чтобы оценить свою роль в будущем бизнесе. Кем Вы будете? Только лишь собственником или и генеральным директором тоже? Может быть, Вы решите взять на себя управление продажами или, например, будете заниматься маркетингом?
Хотя, как бывает в подавляющем большинстве случаев, собственник малого бизнеса является и генеральным директором, и руководителем отдела продаж, и маркетологом, и даже системным администратором. Все зависит от бюджета.
Но сколько бы должностей Вы не совмещали, в одиночку Вам не выплыть. Будь Вы даже семи пядей во лбу – просто не успеете за всем следить и все успевать. Будут накладки, недоделки, опоздания, срывы… В итоге получите нервное перенапряжение и остановку бизнеса. Оно Вам надо?
Нужна команда!
От правильно подобранной команды зависит практически все. Оцените, кого Вы сможете привлечь в свой бизнес? Есть ли среди Вашего окружения те, которым Вы готовы сделать предложение?
Насколько близкие это для Вас люди и готовы ли Вы испортить с ними отношения ради бизнеса? Или Вам придется искать сотрудников на стороне?
Бизнес – жесткая конкурентная борьба, в которой нет места состраданию и любви к ближнему.
Хотите быть защитником слабых и угнетенных – будьте на здоровье, но в свободное от работы время. «Назвался груздем – полезай в кузов» © народная мудрость.
Я не рекомендую брать на работу близких друзей. Брать на работу родственников – это вообще табу! Об эти темы сломано немало копий. Современное общество в большинстве своем придерживается подобной точки зрения и я тоже на этой стороне баррикад. Давайте будем отделять мух от котлет. Семья – это святое, но в стороне от бизнеса.
Основная проблема заключается в том, что люди не умеют дружеские (а уж тем более родственные) отношения оставлять за пределами офиса и «включать» на работе только свои лучшие деловые качества. В итоге будут страдать оба: и друг-руководитель, и друг-подчиненный.
Морально очень сложно отчитать друга за недоделки, за сорванные сроки и графики. Еще сложнее объявить выговор и наложить штраф. И, наконец, крайне трудно уволить сотрудника-друга, не испортив с ним отношений. А теперь поставьте себя на место друга: если уж Вам было сложно, то представьте, какого ему будет правильно воспринять Ваш праведный гнев и не смешать бизнес и личное? Людей, умеющих так себя вести – единицы.
И ценятся они на вес золота.
Думать, что друг такой классный и все будет хорошо – наивно. Не бывает совершенных людей. Все делают ошибки. И, значит, проблема «бить или не бить» встанет обязательно. Это лишь вопрос времени.
С другой стороны, в работе команды, состоящей из людей не чужих друг другу, тоже есть весомые плюсы: доверие в коллективе и «чувство плеча». Уверенность, что сотрудники не бросят в трудный момент, не предадут, не сольют базы данных конкурентам или как-то иначе не напакостят. Это, конечно, весомые факторы, но не стоит им уделять слишком много внимания и зацикливаться – при грамотной постановке бизнеса можно получить тот же эффект и свести подобные риски к минимуму.
Идеальный вариант на начальном этапе – пригласить в команду 2-3 человек, являющихся друзьями или даже родственниками Ваших общих знакомых средней руки. С одной стороны, это позволит Вам не опасаться за безопасность бизнеса, с другой – у Вас в руках будут сильные рычаги воздействия на человека не только через бизнес, но и через его рекомендателей. С третьей стороны Вы не будете связаны в возможности наказать проштрафившегося сотрудника или даже уволить его.
Но, каким бы ни был расклад, приглашенные Вами люди должны быть сильными профессионалами в тех областях, на, которые они приглашены.
Обучаться на месте сегодня, пытаясь на ходу освоить неизвестную область деятельности – непозволительная роскошь. В первую очередь для Вас, как руководителя бизнеса.
Таким образом, мы ответили на три основополагающих вопроса и определили круг своих возможностей. Если Вы не сумели выразить идею будущего бизнеса и ее записать на бумаге – остановитесь! Значит еще не пришло время открывать свое дело.
Если в любом из предыдущих трех пунктов Вы не смогли сформировать нужные активы – остановитесь и не продолжайте до тех пор, пока не будете уверены, что у Вас есть полный набор.
Вы можете идти дальше напролом с надеждой на везение. Но везение – субстанция редкая. И не факт, что именно Вам оно улыбнется. Чаще всего на таких надеждах ломаются шеи.
Вы уже провели аудит своих возможностей, выявили слабые и сильные стороны. Мне кажется, проще на полгода – год затормозить начало бизнеса для более детальной целенаправленной подготовки, чем ввязавшись в бой раньше срока все потерять.