Псалом 89 — единственная молитва Моисея, включенная в Псалтирь. Псалом прям такое и имеет надписание: Молитва Моисея человека Божия .Великий пророк, выведший избранный народ из рабства (из Египта), построивший Святую Скинию, получивший Заповеди Божии, неоднократно проводивший в пустыне по 40 дней в посте и молитве, именно он, Моисей, «познал Бога лицом к лицу» (Второзаконие 34:10). «Уста к устам он со Всевышним Богом говорил» (святитель Амвросий Медиоланский).
Псалом Моисея в начале возвещает величие Божие и Его вечное бытие: «Господи, прибежище был еси нам в род и род...и от века и до века Ты еси… яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний» (псалом 89:1,2,4). Бог вечен и у него нет предела. В отличие от человека.
«Уничижения их лета будут. Утро яко трава мимоидет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет ожестеет и изсхнет» (псалом 89:5) — на примере травы, растущей, а потом увядающей и высыхающей, жизнь человека показана как суетная и краткая. Скоропреходящие богатства и красота — не те цели, которые надо превозносить, за ними не угонишься, и не сохранишь, для жизни вечной.
«Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь(89:9)» (Дней лет наших – семьдесят-восемьдесят лет, и по большей части – труд и болезнь) - удивительно, учитывая, что Моисей жил полторы тысячи лет до Рождества Христова, количество лет человеческой жизни (в среднем) почти не изменилось! Что мы можем успеть за такой небольшой срок?
Глубина Молитвы Моисея выражается здесь в предельной открытости Богу, одновременно дерзновением, прошением и смирением. Скоротечность жизни определяется подверженности человечества грехам, что влечет за собой гнев Божий: «яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом» (89:8).
Получается, что жизнь человеческая на земле — постепенное, ежедневное умирание, и в своей молитве Моисей ясно, наглядно об этом говорит Господу, тут же находя от Него ответ (в ней же): «яко прииде кротость на ны, и накажемся». Именно научение наше — через кротость и смирение, познание своей немощи и тленности. Только тогда на нас может снизойти Милость Божия, а с нею и Радость: «исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся, и возвеселихомся» (89:13). Заканчивает Моисей псалом молитвенной просьбой: «И буди светлость Господа Бога нашего на нас. И дела рук наших исправи» (89:17), показывая, что только собственными усилиями, без Божией помощи, получить успех в каком-то деле невозможно. Именно призванием благодати Святого Духа, ежедневными стараниями вести более чистую жизнь, мы можем надеяться на радость в Боге, а также на спасение. Через «дела рук наших», через милостыню и помощь ближним. Именно с таким походом, мы можем, в рамках нашей жизни успеть многое!