Найти тему
Run&Roll

Как добиться лидерства в мире по производтсву лыжных ботинок? История российского бренда Spine

Оглавление

Текст: Владимир Болотин

До конца октября я знал Ярославль как столицу “Золотого Кольца”, как место проведения полумарафона одной из ключевых беговых серий России, ну и как город с тясячирублёвки. Но ехал я сейчас в “Ласточке” в город, где расположено крупнейшее в стране производство лыжных ботинок.

На самом деле, чуть позже я узнал, что в России производится почти половина всей лыжной обуви в мире. Ведь объем рынка оценивается в 2,5 млн пар в год, а на нашу страну приходится 1,5 млн пар. Но об этом я узнал, только попав на фабрику “Спорт-Индустрии” и познакомившись с генеральным директором Дмитрием Варгиным.

Дмитрий оказался открытым и общительным человеком, он лично провёл экскурсию по производству. При этом видно, что человек, который почти 20 лет производит лыжные ботинки мирового уровня, знает все нюансы не по рассказам сотрудников - вот стельки, здесь, пожалуйста, карбон, этот станок с ЧПУ делает раскройку, здесь собирают подошву и ботинок в единое целое. И приятно видеть, что гендир знает не только менеджмент, но сотрудников и сотрудниц на линии конвейера.

Начало

Итак, производство лыжных ботинок началось с продажи спортивных товаров. В начале 90-х три жителя Ярославля открыли бизнес, а потом начали делать ласты для плавания. Впрочем, довольно быстро вчерашние инженеры поняли, что перспективы с ластами так себе, особенно в России, поэтому свое внимание они обратили на лыжную обувь.

Начиналось производство в 1998 году в цехах фабрики Североход в самом центре Ярославля. Первые образцы - это военная обувь с подошвой под крепления типа Nordic Norm 75. Как отмечает Дмитрий, первые образцы и партия в 2000 штук выглядели очень кринжово.

Фабрика хоть и обувная, но спецов по такой специфической обуви не было, приходилось учиться - и учились все вместе - и рабочие, и управляющие. Кожаная подошва сменилась пластиковой, причем изготавливалось все здесь же, в Ярославле. Заказы на производство размещались в течение трёх или четырёх лет, объем заказов постоянно рос.

-2

В 2003 году производственные площади фабрики Североход стали превращаться в офисные. Перспективы были так себе: новые собственники планировали закрыть производство обуви и сократить весь рабочий коллектив, но предложили Дмитрию и его компаньонам выкупить производство.

- Точка безубыточности на тот момент была на уровне 360 тысяч пар в год, - вспоминает Дмитрий. - Фонд заработной платы в месяц тогда составлял порядка 7 млн рублей, а заказов у нас было на 150 тысяч пар. Ситуация не очень, но нам нужно было что-то делать и делать быстро. На одной из выставок спортивного инвентаря в Москве мы нашли партнеров - и вот эти заказы нас выручили.

Бизнесмены подумали и решили: бросать производство не нужно. Решили рискнуть и оставить весь коллектив, хотя зарплатного фонда было примерно месяца на два, а заказов не шибко много. Оказалось, что рискнули не зря. За следующие пару лет удалось сохранить уникальный рабочий коллектив, найти постоянных партнёров, нарастить объемы заказов…

Эволюция Spine

Постепенно производство расширялось и в конце концов переехало из центра на окраину. Из просторных цехов Северохода в центре города компания перебралась в небольшое помещение на берегу Волги. Но потом пришлось расширять и эти площади, потому что места из-за растущих объемов уже реально не хватало.

В итоге компаньоны решились на очередной серьёзный шаг. Они купили здание оконной фабрики, где теперь располагалась часть производства. Сперва пришлось вложиться в ремонт, а окончательный переезд произошёл в 2007 году.

-3

Рабочий коллектив был отправлен в отпуск. Фактически за месяц было перевезено всё оборудование на новую площадку, а это - целых 4 этажа на старом месте. Фабричные площади оптимизировались с 10 до 5 тысяч квадратных метров. Сотрудники вышли из отпуска уже на новые рабочие места, а чтобы добираться до нового места расположения завода, были запущены специальные автобусы из центра Ярославля.

Через год компания построила склад, перестроила ещё одно здание, в котором теперь располагается офис. Из окон кабинета генерального директора открывается панорамный вид на Волгу. “О чем-то подобном я мечтал ещё в конце 1990-х, когда ехал на горнолыжный курорт в Швейцарии вдоль берега Женевского озера и видел офисы Nestle, Hublot и других компаний”, - вспоминает Дмитрий

С каждым годом объём производства лыжных ботинок рос. Это происходило и за счет выпуска обуви под собственным брендом Spine, и благодаря размещению заказов от локальных партнеров. И сегодня на фабрике делают не только собственные ботинки - здесь, в Ярославле, например, отшивают ботинки по заказу Nordway и Madshus.

В 2011 году объем производства Spine достиг уровня 1 млн пар ботинок в год. Напомню, что годовой объем российского рынка оценивается в 1,5 млн пар, а мирового - 2,5 млн пар. Это достижение стало новой точкой роста для компании, которая заняла 80% отечественного и 40% мирового рынка.

Начались новые исследования и разработки, которые привели к выпуску ботинок с карбоновыми элементами - это произошло в 2016 году. Ну а ещё через два года появилась технология Spine CustomFit - создание эксклюзивной лыжной обуви с учетом особенностей строения ноги спортсмена. Если в двух словах, то на основе 3D-модели ноги лыжника на специальном сканере создается индивидуальная колодка, после чего шьются уже ботинки. Хай левел, между прочим, ни у кого из конкурентов на мировом рынке подобного нет.

-4

Кроме того, у Spine есть две собственные лаборатории, где тестируются ботинки - и на холод, и на сгибание, и ещё по другим разным параметрам. В итоге производитель может дать гарантию, что его ботинки проедут от 5000 до 8000 км. Сразу вспоминается беговая обувь с ресурсом до 800 км (а некоторых кроссовок и на 300 км не хватает) - а у лыжной обуви ещё и перепад температур какой...

Технологии лыжных ботинок в повседневной обуви

Еще одной точкой роста для компании стало производство повседневной обуви. Началось оно в этом году, хотя идея вынашивалась уже несколько лет, тем более, что есть собственное производство подошв на основе этиленвинилацетата (ЭВА=EVA - прим. R&R).

Да и появление производства подошв не случайно, а на прямую связано с лыжными ботинками из карбона. Чтобы защитить углепластиковый кокпит от агрессивной поверхности (например, асфальта - на соревнованиях не везде снег бывает, а еще нужно выходить на награждение и т.п.), были придуманы оверботы - неопреновые чехлы с мягкой подошвой из ЭВА. И вот чтобы наладить производство таких вот чехлов Spine запустили собственную резиновую фабрику.

Уже в тот момент Дмитрий думал на несколько шагов вперед - о собственных кроссовках. Но в планы вмешалась пандемия COVID-19, которая разразилась в начале года и не утихает до сих пор. В общем, появилось время разработать обувь, в которой хотелось бы ходить самому.

- Я люблю спортивный стиль, мне нравится такая обувь, которая выглядит спортивно, но это уже не кроссовки, - говорит Дмитрий. - И вот появилась реальная возможность делать такую обувь, которую хочется носить. Поэтому у нас достаточно широкая цветовая гамма. Захотелось ярких цветов, понимаешь? Ну как у кроссовок. А то смотришь на те же “тимберленды” - только жёлтый. А у других - один чёрный.

Яркая обувь для ярких людей

Во время нашей встречи Дмитрий не только показывал фабрику и рассказывал о компании, но как раз хвастал одной из запущенных в производство моделей, которая была у него на ногах.

-5

Признаюсь, что видел кэжуал-продукцию Spine я не первый раз. Моё знакомство с ботинками произошло случайно - я как раз был на Ярославском полумарафоне и прогуливался по экспо. Не удивился я палатке Spine - ведь я находился на родине компании, это я знал. Но внимание мое привлекли как раз ботинки, ведь это было супер необычно - увидеть нехарактерную продукцию у производителя лыжных ботинок.

Я посмотрел, покрутил ботинки в руках. Они произвели приятное впечатление: лёгкие, интересных расцветок, интересного дизайна. Как оказалось, в начале сентября на стенде стояли рабочие образцы, производство тогда ещё не запустилось.

Интересно, что конкурентов в России у Spine особо нет, производством обуви для повседневной жизни занимается только Ralf Ringer. Так что рынок открыт. Кроме того, Варгин с партнерами может похвастать тем, что у них в одной точке сконцентрированы исследовательские изыскания, дизайнерская работа, разработка технологий и производство всех компонентов и самой обуви.

Интересуюсь у Дмитрия, кто же целевая аудитория их нового продукта. Он говорит, что это люди с активной жизненной позицией, любящие спорт, ценящие комфорт и предпочитают яркие события. Вместе мы приходим к пониманию, что Spine придётся “перенаучить” россиян носить кэжуал обувь.

При этом запускается не одна модель, а сразу четыре - и в каждой несколько цветовых решений. Про цвета Дмитрий говорит с неменьшим удовольствием, чем про лыжные ботинки или новую обувь. Ему хочется, чтобы обувь не была грустной, но создавала настроение. Вот и девиз лайфстайл коллекции - Bright shoes for bright people.

- Почему я захожу в какой-нибудь магазин в Испании и вижу модели синего, зелёного, жёлтого цветов. Или иду в какой-нибудь скандинавской стране и вижу яркую обувь у этих сдержанных граждан Севера. И что я вижу у нас?

-6

Ответ на этот вопрос даже давать не нужно, мне кажется. Ещё говоря о цветах и их сочетании, Дмитрий признается, что ему импонирует работа дизайнеров компании On, то, как бренд использует сбалансированные и гармоничные цветовые сочетания, создавая тренд и приучая потребителя к тому, что это нормально и даже правильно.

Скандинавские корни

Названия моделей Spine Lifestyle - Flamma, Jorden, Hygge и Lagom. Почему так, откуда это?

- Названия - это дань Скандинавии. И виновата, наверное, история, - признаётся Дмитрий. Есть у нас в области город Ростов, так вот там вокруг озера Неро при раскопках было найдено много изделий викингов, которые пришли в эти края, жили здесь и взаимодействовали с местными племенами. И, судя по найденным артефактам, скандинавы были на голову выше местных жителей в плане образования, производства и культуры. И мне лично кажется, что в современных нас есть что-то скандинавское, и хочется верить, что его больше, чем того, что досталось нам от Орды.

Что касается доступности новой продукции, то купить ботинки Spine можно будет на официальном сайте компании и на маркетплейсах, например, на Wildberries. По словам Дмитрия, платформа будет удобна для анализа успешности продукта, популярности моделей и цветов. Это позволит быстро реагировать на вкусовые предпочтения пользователей, покупателей и потенциальных клиентов.

Первые российские кроссовки

Есть производство подошвы из ЭВА. Есть давнишняя мечта делать кроссовки, беговые кроссовки. Есть возможности и желание. Прям бинго, я считаю. И да, поэтому следующий шаг компании Spine - это запуск производства беговых кроссовок.

По признанию Дмитрия, сейчас он полностью погружён в изучение темы.

- Вот откуда берутся разведданные? - смотрит на меня и я отвечаю. - Правильно, из СМИ. Вот я сейчас сижу и читаю с утра до вечера, изучаю всё, что доступно про кроссовки, про пены, амортизирующие свойства и так далее.

На первом этапе будет три вида продукции. Во-первых, простые и доступные модели, которые будут подходить для ежедневного использования и тренировок. Во-вторых, будет линейка с пластинами в подошве - они будут предотвращать торсионное скручивание и придавать жёсткость. В-третьих, трейловые кроссовки - со специальной усиленной резиновой подмёткой, чтобы преодолевать бездорожье.

-7

Начать планируют с массового производства, а затем перейти к индивидуальному подбору обуви. Перенести идеи Spine CustomFit с лыжных ботинок на беговые кроссовки.

Дмитрий пообещал, что в скором будущем на экспо российских забегов можно будет увидеть кроссовки Spine. Первые российские кроссовки. В уме пока не укладывается, но очень хочется в это верить. Что ж, возможно, на следующем Ярославском полумарафоне в палатке Spine будет новая продукция. А подождать-то осталось совсем немного.