Найти в Дзене
Социалити

Пелевин и пустота: вкрапления буддистких мировоззрений в новую российскую реальность

"Просыпаться некому. Это и есть то единственное, что понимаешь при пробуждении."
Где-то по пути к вершине Фудзи, что во внутренней Монголии, скачет не то Красная Армия, не то войско Чингисхана - всё чтобы выполнить пятилетний план.
Где-то по пути к вершине Фудзи, что во внутренней Монголии, скачет не то Красная Армия, не то войско Чингисхана - всё чтобы выполнить пятилетний план.

"Просыпаться некому. Это и есть то единственное, что понимаешь при пробуждении."

На какую бы тему ни было произведение загадочного российского мастера пера, читатель ожидаемо проваливается за двойное, тройное дно и четвёртую стену. А момент, когда дзен почти постигнут, непременно ускользнёт от его сознания, его внутреннего я. Да и что такое его "внутреннее я"? Ведь оно сменяется каждый миг, и сам читатель уже совсем не тот, что мгновение назад... ©

Застав почти три десятилетия увядающего Союза, Виктор Олегович в своём творчестве часто упоминает СССР в самых противоречивых ракурсах. Само это творчество будто построено на диалектизме - созерцании сменяющихся одно за другим драматических событий, сотрясающих Россию и одновременном довольно своеобразном признании в любви стране, которая очень давно выбрала "свой путь".

В романах находит отражение беспощадная оруэлловская "система" - её олицетворяет то КГБ, то КПСС, то вообще - немногочисленная верхушка тайного мирового правительства, представленного исключительно вампирами. Но в винтиках огромного аппарата прослеживается человечность, тысячи микроподвигов, абсурдных до степени сюрреализма, что сильно усложняет какую-либо полярную оценку сторон, задействованных в повествовании. Ситуация ещё более осложняется, когда приходит озарение: никакого повествования и не было, линейные координаты совершенно неприменимы ко вселенной Пелевина, так как здесь уже все произошло, все нити всех возможных сюжетов уже сплетены, и наблюдателю ничего не остаётся, кроме как созерцать бесконечный поток состояний вселенной.

-Who the hell are you?! -I'm Batman.
-Who the hell are you?! -I'm Batman.

Во всем этом в некотором роде буддистском великолепии довольно органично, как бы странно это ни звучало, растворены декорации из всевозможных братков, красноармейцев, КГБ-шных полковников, считывающих карму человека до глубокой древности, шаманов и рекламщиков. Они - не более, чем блеклые отражения сущности новой России, в которой Пелевин ищет (и находит!) сплетение всевозможных философских течений и нескончаемой мудрости, собранной из множества эпох. Однако абсолютно все герои, какой бы властью они ни были наделены, не могут поменять ровным счетом ничего. Если приглядеться, они просто претворяют в жизнь уже написанный и одобренный неведомым цензором сценарий, наделённые чуть большими полномочиями в своей иерархии. Архитектор всегда за кадром, более того - архитектора попросту нет.

Не ставя перед собой целью назвать достаточно специфические произведения Пелевина эталоном современной литературной мысли, я всё же посоветую вам ознакомиться с творчеством писателя - вполне вероятно, что оно подарит немало удовольствия и пищи для размышлений.


Надеюсь, что статья была вам интересна - если это так, поставьте палец вверх :)
С какого романа или рассказа писателя вы открыли для себя его творчество?