Учителя — не волшебники. Они лишь могут улучшить и приумножить то хорошее, что уже вложено в детей. Они могут научить детей читать и писать, но не могут научить их быть самостоятельными, например. Этому, как ни странно, должны научить родители. Учитель может заинтересовать ребёнка своим предметом, и ребёнок будет лучше усваивать материал. Но от этого будет мало толку, если дома ребёнку не рассказали, зачем вообще учиться в школе. Сейчас всё принято "сваливать" на учителей — "Это вы не смогли научить!", "Это вы не уследили", но гораздо большая работа с ребёнком ведётся вне стен школ, в самом обыденном общении.
"Больше свободы, мама!"
Самостоятельный ребёнок — настоящий подарок для учителя. Такой не будет ждать, когда учитель поднесёт к нему весь материал на блюдечке и разжуёт его. Он будет искать информацию самостоятельно, самостоятельно выполнять классные и домашние задания. Такой ребёнок всегда сам себя организует и развлечёт. Ему не нужно, чтобы мама или учительница кричали ребёнку вслед "Не забудь форму, милый!", он сам её вряд ли забудет. Для такого ребёнка учитель — это не вторая мама, которая бегает по всей школе и ищет потерянный пакет с рисунками, а проводник к знаниям и навыкам, к познанию окружающего мира. Ребёнку нужно больше свободы, а родителям нужно учить его пользоваться этой свободой.
Всё по полочкам и дням недели
Раз уж я затронула тему самостоятельности, стоит поговорить о том, чтобы эту самостоятельность организовывать. Причём, сначала организацией дня, недели и рабочего пространства должны заниматься взрослые совместно с ребёнком, и уж потом ребёнок сможет организовать себя самостоятельно. Это родители должны научить ребёнка складывать в портфель всё, что необходимо, проверять наличие (не качество!) домашнего задания, помочь ребёнку организовать место на столе и своё расписание дня (в котором есть место и учёбе, и хобби, и отдыху). Если родители вовремя помогут и подскажут, а потом дадут немного свободы выбора, постепенно ребёнок сможет делать всё это самостоятельно.
Бытовуха
Элементарными бытовыми навыками вроде "одеться" и "поесть суп ложкой" обладают почти все первоклассники. К сожалению, далеко не у всех детей к 6-7 годам сформирован такой навык, как "аккуратность". Заправить рубашку в штаны, чтобы ничего нигде не торчало, аккуратно есть, не разбрасывая еду по всему столу и не проливая её на себя, аккуратно держать ручку, чтобы не пачкаться чернилами, аккуратно рисовать и лепить из пластилина, аккуратно складывать форму, вовремя её стирать и гладить, вовремя мыть и протирать обувь, завязывать шнурки, убирать за собой после еды, аккуратно складывать вещи на столе — это те навыки, которыми, к большому сожалению, обладают не все первоклассники, хотя это важные навыки для самодисциплины и самоорганизации и порой показывают уровень самостоятельности ребёнка.
А общаться хочется?
Для того, чтобы ребёнку было комфортно в школе, мало обеспечить его школьной формой и канцтоварами. Нужно ещё научить его общению. Ведь в большинстве своём школьники приходят в обычные, среднестатистические школы далеко не для того, чтобы учить правила русского языка (что прискорбно и говорит о том, что большинство учителей в школе неспособны заинтересовать ребёнка, а большинство детей неспособны заинтересоваться чем-либо). Большинство детей приходит в школу за общением с одноклассниками. И неумение общаться приводит к буллингу, стрессу, нежеланию идти в школу, неуверенности в себе и многому другому, что влияет на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Поэтому обучать общению ребёнка с другими нужно начинать ещё в дошкольном возрасте. Так как большую роль в этом играет собственный пример родителей, им нужно соблюдать чужие границы и не позволять нарушать свои, особенно в общении с самим ребёнком.
Итак, готовность ребёнка к школе определяется:
- самостоятельностью;
- умением себя организовать;
- общей аккуратностью;
- умением общаться, соблюдая чужие границы и защищая при необходимости свои.
Всем этим навыкам обучают родители, поэтому именно по ним можно увидеть, насколько хорошо родители сами подготовлены к тому, чтобы ребёнок ходил в школу.