Найти тему
Проект А4

«Новый год наоборот». Урок для начальной школы

Интересную предновогоднюю идею рождает стихотворение Натальи Волковой. Благодаря этому тексту у читателя есть возможность посмотреть на время ретроспективно.

Новый год наоборот
Шёл по свету Новый Год,
Шёл он задом наперед,
Не со зла, а просто так.
Вот такой он был чудак.

А когда задумал Год
Погулять наоборот,
Все пошло обратным ходом,
Даже время и погода:

Снег на небо полетел,
В тучах скрылся скоро.
Город был недавно бел –
Стал осенним город.

Завершился листопад,
Голый лес суровый.
Но шагает Год назад –
Зелено все снова:

Снова листья на ветвях,
И цветут ромашки,
И ползут опять в корнях
Резвые букашки.

И летят назад грачи –
Не на Юг, а с Юга,
И стихи пора учить
Про мороз и вьюгу,

Потому что Новый Год
В старый год попал.
Не пришёл он в свой черёд,
Сильно опоздал.

Мамы, папы, детвора
Ждут, что он придёт.
Ведь ему давно пора.
Где ты, Новый Год?

Наталья Волкова

Что будет, если год пойдет не вперёд, а назад? Предложите детям совершить совместное путешествие во времени. Предварительно ребятам можно дать задание: нарисовать иллюстрации к стихотворению. Лучше всего для этого подходят 3, 4, 5 и 6 четверостишия. Также для урока пригодится модель часов со стрелкой.

Когда же придет Новый год? Почему он решил пойти в обратном направлении?
Когда же придет Новый год? Почему он решил пойти в обратном направлении?

Разыграйте сценку. Пусть учитель начинает «обратный отсчёт», с каждым четверостишием переводя стрелку всё дальше в обратном направлении, а один из учеников играет роль Нового года. Рассказывать четверостишия могут дети, выходя один за другим с картинками в руках.

После чтения стихотворения точно возникнут вопросы: «Когда же придет Новый год? Почему он решил пойти в обратном направлении?» Ученики могут дать разные ответы, а вы предложите свой. Возможно, печали, горести и размолвки, которые люди несут с собой из года в год, мешают времени двигаться вперёд.

Пусть дети напишут письмо Старому году и расскажут, что хотели бы оставить в уходящем году. Варианты сочинений могут быть самыми разными: от сожалений о произошедшей ссоре с подружкой, до настоящих детских трагедий. Важно пообещать ребятам, что эти письма не увидит никто, кроме учителя.

А в качестве завершения урока можно предложить ребятам шуточный прогноз погоды в Новом году:

«На территории мыслей ожидается прояснение. В области сердца прогнозируется легкое приятное волнение. В Новом году осадков в виде слёз не ожидается. В весенне-летний период вероятно частичное выпадение осадков в виде слёз радости. На территории души ожидается разлив радости, которая заявит о себе раскатистым смехом. При условии концентрации всех внутренних усилий, прогнозируется повсеместное исполнение самых заветных желаний!»

Озвучить такой прогноз может учитель или один из учеников.

Автор: Мария Знобищева
Рубрика: Конспект урока