«Неважно откуда ты родом, важно лишь то, что ты носишь. Короткая стрижка, брюки с ремнем, Доктор Мартенс на ногах — вот что нужно для уважения на улице» — примерно так можно перевести отрывок песни «Uniforms» Пита Таунсенда, лидера культовой британской группы The Who [It doesn’t matter where you’re from / What matters is your uniform / Wear your braces round your seat / Doctor Marten’s on your feet / Keep your bonnet very neat / For credibility on street].
Думаем, вы поняли, о чем идет речь — большие, брутальные ботинки Dr Martens были частью образов многих субкультур — модов, панков, готов, но прежде всего скинхедов. Тем любопытнее, что изначально их рекламировали как идеальную обувь для пожилых дам и работы в саду. Но давайте обо всем по порядку.
Немецкие корни
История «мартенсов» начинается в 1945 году в Мюнхене. Молодой доктор Клаус Мертенс лечится от травмы стопы, и ему в голову приходит идея создать подошву наполненную воздухом, чтобы облегчить боль в ноге. Вместе с другом по Мюнхенскому колледжу Гербертом Функом они создают прототип будущих ботинок и, скупив несколько тонн списанной резины со складов Luftwaffe, начинают производство подошв в городке Зеесхаупт под Мюнхеном.
Обувь на «воздушной» подошве быстро становится популярной и уже в 1952 компаньоны открывают новую фабрику в Мюнхене. Правда, 80% покупателей в это время составляют женщины старше 40 лет, а продают ботинки в магазинах с товарами для дачи и огорода.
В 1959 году фирма впервые покупает рекламу в интернациональных каталогах. Там она привлекает внимание Билла Григгса — хозяина существующей аж с 1901 года семейной фабрики по производству обуви в маленьком английском городе Волластон.
Григгс связался с Мертенсом и купил лицензию на производство «воздушных» подошв. Вместе они существенно преобразили внешний вид ботинок — приподняли и округлили их мысок, прошили яркой нитью по канту и изменили подошву. Кроме этого в мысок вставили стальной стакан – фирменную «фишку» обуви Griggs, благодаря которой она становилась прочнее и меньше изнашивалась. Для нового продукта было решено использовать фамилию Мертенса, прочитанную на английский манер ( в оригинале она пишется как «Märtens »).
Удобные и практичные ботинки быстро получили признание среди английских «синих» воротничков, прежде всего фабричных рабочих и почтальонов, которым приходилось целый день работать на ногах. Один вариант даже был закуплен почтовой службой.
Однако за тем ботинки быстро становятся символом сразу нескольких субкультур, прежде всего хардмодов и скинхедов, которые переняли стиль одежды обычных рабочих и сделали его немного гротескным.
Популярности ботинкам добавили рок-звезды XX века — уже упомянутые выше The Who, а также The Clash, Slade и Madness. Кроме того, "мартенсы" появляются на политиках: член британского парламента, ярый социалист и борец за права рабочих Тони Бенн сделал их частью своего образа, чтобы подчеркнуть родство с пролетариатом.
Одержимость большими ботинками продлится вплоть до 90-х, когда в моду войдут кроссовки. За это время «Мартенсы» успеют поносить моды, панки, готы, поклонники гранжа, скинхеды и футбольные фанаты. Последних полиция в 70-е даже не пускала на стадионы в этих ботинках, т. к. стальные стаканы в обуви становились настоящим оружием в драках.
Dr. Martens сегодня
После спада популярности в 90-е, компания пригласила дизайнеров со всего мира поучаствовать в обновлении классической 1460-ой модели. Бренду удалось вернуть себе часть аудитории и занять нишу на рынке. В 2007 году была вновь открыта некогда закрытая фабрика в Британии: после перезапуска на ней начали вручную изготавливать линейку Dr. Martens Originals.
Сегодня основным продуктом компании остается все та же 1460-ая модель. Но помимо неё Dr. Martens предлагает также и полуботинки, дезерты и даже сандалии.