Еще немного полезной информации о французских музеях. В чем российские музейщики превосходят французских коллег?
Продолжим разговор о французских музеях и специфике их работы. В прошлый раз мы остановились на базах данных. Сегодня я хотела бы дополнить некоторые предыдущие публикации еще несколькими наблюдениями.
Первое: состояние сохранности предметов, на взгляд российских музейщиков, французы указывают некорректно. При отсутствии видимых повреждений сохранность указывают как «хорошую», что для нас является грубой ошибкой, ведь представление о хорошем у всех разное. В таких случаях рекомендуется писать «без видимых повреждений».
Второе: проблема терминологии и трудности перевода. К примеру, словом collection называют не всё музейное собрание, а только постоянную экспозицию музея, а словом exposition – только временную выставку.
Третье. Когда речь идет о музеях Франции, сами французы подразумевают под этим названием не все музеи на территории своей страны, а группу из примерно 1200 музеев под официальным лейблом «Musée de France». Статус «музей Франции» присвоен музеям, чьи собрания имеют особое значение для истории, науки и культуры страны. Это, например, большинство популярных у туристов музеев: Лувр, Версаль, Центр Помпиду, Орсэ, Музей Армии и т.д.
Музей, получающий этот высокий статус, может принадлежать как государству, так и региональным властям или даже частному лицу. Такие музеи подписывают специальную конвенцию, и их научная и образовательная деятельность регулируется государственными учреждениями. В музеях Франции работают профессионалы самого высокого уровня, а сохранность и популяризация коллекций таких музеев является приоритетной. Музеи Франции также имеют особую базу данных Muséofile.
И последнее. Есть ли у французских музейщиков самого высокого уровня льготы на посещение учреждений культуры? Да, есть. Но только у членов Международного совета музеев (ИКОМ). И в этом российские коллеги имеют явное преимущество: сотрудники большинства российских музеев имеют льготы, даже не являясь членами ИКОМ или профсоюзов. Для бесплатного посещения российских музеев им нужно лишь предоставить соответствующее удостоверение.
Льготы у нас имеют и студенты, особенно изучающие музейное дело. Во Франции льготы имеют граждане Евросоюза до 25 лет, вне зависимости от того, являются ли они студентами. Однако если 25 лет уже исполнилось, даже по студенческому билету скидки не будет.
Как видим, наши музейщики не только не уступают зарубежным коллегам, но где-то даже имеют преимущества перед ними. А какие плюсы и минусы в работе зарубежных музеев заметили вы?