Ученые были оружием Сталина в борьбе с прогнившим капиталистическим Западом. Им предстояло доказать другим странам могущество Советского Союза своими великими открытиями. Но в руках Красного Царя и его преемников даже лауреаты Нобелевской премии, хотя и были полезны в пропаганде, были лишь пассивными инструментами.
Они были необходимы для создания имиджа процветающего государства, отвлечения внимания от неудач на фронтах, прикрытия преступлений научными успехами и, возможно, больше всего, революционных изобретений, которые помогли бы получить власть над миром.
Сталин и его люди заботились о конкретных эффектах - новых бомбах, ракетных двигателях или радиолокационных устройствах, - пишут Марта и Анджей Говорски в книге «Ученые из-под красной звезды».
Поэтому даже когда в Стране Советов свирепствовал голод и большая часть общества была бедной, на современные исследовательские институты не хватало денег, а выдающиеся ученые по сравнению с остальным населением могли чувствовать себя почти избалованными. При условии, что они соответствовали большевистским «правилам игры».
Большевиков не интересовало, есть ли у лауреата Нобелевской премии Ивана Павлова средства к существованию и условия для научной работы. Пока он не захотел уехать за границу
Особое внимание уделялось исследователям, чей успех имел глобальное значение. Если их имя было чрезвычайно престижным, они могли позволить себе немного больше перед властями . Так было с первым российским лауреатом Нобелевской премии Иваном Павловым.
После большевистской революции Павлов жил, как и большинство его соотечественников, на грани нищеты. Хуже того, он не мог продолжать свои исследования.
Отсутствие средств на содержание самих лабораторий, радикальные сокращения штата (из нескольких десятков сотрудников у него был один в 1920 году), проблемы с электроснабжением фактически мешали ему работать до сих пор, - пишут Марта и Анджей Говорски в книге «Ученые с Красной звезды».
Положение выдающегося физиолога коренным образом изменилось, когда он попросил у большевиков (которых, кстати, искренне презирал) разрешения покинуть страну. Это совпало с письмом шведского Красного Креста с просьбой освободить Павлова за границу в обмен на гуманитарную помощь.
Пропагандистская ценность исследователя неожиданно возросла , говорят Марта и Анджей Говорски. В этой ситуации советские власти решили побороться за лауреата Нобелевской премии - (...) мы даем не одну, а десятки [продуктовых] посылок , мы строим институт, которого мир никогда не видел, а кроме того, мы печатаем все работы Ивана Петровича на библейской папиросной бумаге.
Это не изменило мнения Павлова о большевиках. Он публично говорил об ошибках и извращениях СССР. Что ж, он пошел намного дальше!
Хорошо, что Павлов не подумал наказать посланников власти своими собаками ... На фото одна из собак ученого, созданная и размещенная в Музее Павлова в Рязани
Когда после смерти Ленина Сталин расправился с бывшими сторонниками «белых», чистки не пощадили лабораторию ученого. Однако здесь они действовали совсем иначе, чем в остальной части страны. Отправленных в собачье царство, советских уборщиков с порога выбросил окровавленный старик - читаем в «Ученых из-под красной звезды».
Когда в 1933 году руководитель академического отдела по борьбе с антисоветской стихией постучал в дверь Павлова, лауреат Нобелевской премии крикнул «выиграл swołocz» и сбросил незваного гостя с лестницы . И он не был за это наказан!
Однако Говорски заявляют, что конфликт между Павловым и властями был очень театральным. Обе стороны нуждались друг в друге, и ученый в конечном итоге хорошо выполнил свою пропагандистскую роль, иногда восхваляя некоторые достижения своей родины и самого Сталина.