Большинство людей придерживаются мнения, что если не чувствуешь в себе силы создать чего-либо лучше других или хотя бы такого же качества, как то, что уже создано, то не стоит браться за дело. Они наивно полагают, что эти принципы верны и все порядочные люди должны следовать именно так: не лезть на сцену, если не умеешь петь, не рисовать, если никто не может узнать в твоем рисунке то, чего ты хотел изобразить или, по крайней мере, не выставлять свое «произведение» на продажу, не учить других тому, чего сам не знаешь и не умеешь, но все что мы видим вокруг, все говорит нам, что эти принципы не верны. Ложь процветает, навязывая нам свое творчество и создавая в нашем сознании образы того, что мы должены считать идеалом, если не хотим снискать себе славу людей непросвещенных и не культурных. Лжецы создали мир стереотипов, в котором достойным восхищения и преклонения автоматически становилось все, что они производили и производят. Они оценивают нас по тому, как мы относимся к тем образам, которые они создали, они экзаменуют нас на предмет соответствия нашего мировозрения, тем образам, которые они для нас создали.
Когда задумываешься как им удается одурачивать людей и решаешься найти ответ на этот вопрос, то это представляется не таким сложным, как оказывается потом . Если бы вам дали клубок шерстяных ниток и попросили бы ответить сколько узелков в этом клубке, вы не смогли бы сказать точно, не распутав и не подсчитав. Как нам известно, в клубке начало спрятано в самой середине, а концов должно быть два... Но это верно, когда мы имеем ввиду обычный правильный клубок; у клубка, который скручивали мошенники, концов может быть сколько угодно и вообще не понятно, что может оказаться внутри... Для решения этой задачи необходимо выбрать правильную методологию и начать распутывать клубок, найдя хотя бы один из концов, чтобы было за что уцепиться и двигаться дальше.
Мы не случайно сравнили решение задачи с распутыванием клубка, так как наше понимание окружающего нас мира происходит путем сравнения тех образов о нем, которые мы накопили за годы жизни и которые, по мере необходимости, вытягиваем из своего сознания и сопоставляем с тем, что наблюдаем в текущий момент. Образы помогают нам лучше понимать друг друга, избавляют от долгих и утомительных описаний предметов и их характеристик; достаточно в разговоре сказать: «Богатырь» и отпадает необходимость описывать какой смысл несет в себе это слово и в связи с чем оно употреблено, потому что как образ несет в себе смысл, точно так же и смысл чего-либо может быть представлен определенным образом. В данном случае всем понятен образ клубка и его смысл — нечто запутанное, но имеющее определенную форму...
Ребенок может безошибочно узнать на картинке крокодила, даже если он никогда не видел его в живую своими глазами ни в зоопарке ни в дикой природе. Если рассказать ему о хищной рептилии и показать картинку с изображением зубастого крокодила, то этот образ в сознании ребенка прочно будет ассоциироваться со злом, а если показать мультфильм о Чебурашке и добром крокодиле Гене, то ассоциации будут противоположные. А что собственно отличает одного крокодила от другого? Первый — злой, живет в водоеме и охотится на тех кто слабее его, а второй — добрый, помогает слабым, ходит на задних лапах, носит шляпу и галстук. Теперь ребенок, имея на вооружении два образа, при встрече с крокодилом сможет легко отличить доброго от злого — если на крокодиле нет галстука и шляпы, то он злой и плохой, а если есть, то крокодил добрый и хороший. Сравнивая эти два образа и выявляя отличия между ними, ребенок подсознательно начнет сравнивать и добро со злом: добро будет ассоциироваться с галстуком и шляпой и увидев кого-нибудь одетого соответственно крокодилу Гене, будет дана первичная оценка. Утверждение «по одежке встречают» уже давно подтверждено практикой. Здесь имеет значение первичная оценка того образа, который мы имеем и который сравниваем с незнакомым человеком. Казалось бы, чем больше различных образов мы сумели накопить и сохранить в своем сознании, тем точнее должна быть первичная оценка., однако, количество сравниваемых образов также и усложняет нам оценку, так как приходится сравнивать большее количество комбинаций из большего количества образов, а это увеличивает вероятность ошибки. Нам уже не обойтись примитивным методом оценки «в шляпе -хороший, без галстука — плохой», если мы имеем образы подлецов в галстуке и т.п.
Образы мы начинаем собирать с самого раннего детства и продолжаем всю жизнь, мало задумываясь о том, что некоторые мы создаем или находим сами, а некоторые создают другие и нам их навязывают. Для чего это делается? Цели могут быть совершенно различными — оказать помощь в понимании сложно материала при обучении, развеселить, запугать, предупредить об опасности или создать твердое убеждение в непротиворечивости какого-либо процесса, например, в справедливости и упорядоченности нашего представления об устройстве мира.
Вот мы и добрались, распутывая наш клубок до первого навязанного «узелка» - образов, которые нам навязывают, на котором остановимся для более детального рассмотрения.
Весь наш реальный мир полностью тождественен миру образов; все настолько смешано и переплетено, что отделить историческую реальность от литературного вымысла не всегда представляется возможным. Придуманные человеком образы находят своих поклонников и начинают жить собственной жизнью, подчиняя умы своих подражателей тому смыслу, который был вложен в них теми, кто их создавал. По прошествии времени, люди, поклоняющиеся образу и подражающие ему, перестают верить в то, что образ их кумира был выдуман и никогда не существовал на самом деле. Они никогда не признают истины, а напротив, будут стараться всячески препятствовать попыткам добраться до нее.
Понимая, возможности и способности образов воздействовать на мысли и поведение людей, само сабой приходило и понимание того, что образ можно использовать для формирования мировозрения тех, кто подвержен влиянию образов.
Распутав этот узел, переходим к следующему — стереотипы.
С появлением в середине 15-го века печатного станка создание, тиражирование и распространение нужных для управления людьми образов приобрело новый импульс. Создавались уже не только образы отдельных персонажей, но и целые эпохи, в которых этим выдуманным героям надлежало совершать свои подвиги.
И тут же следующий узел - образование
Из определения даного в свободной энциклопедии мы узнаем, что образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Человека? Неужели? Ах да, ну конечно же, ведь если процесс воспитания и обучения будет не в интересах государства и общества, то человеку такое образование может навредить. Точнее и правильнее, а главное честнее, было бы сказать, что образование — планомерный процесс создания стереотипов, упрощающих мыслительную деятельность, при достижении максимального результата. Скажите образованному человеку: «древний Египет» и его мозг не напрягаясь выдаст ему образ фараона, сфинкса, и сотни тысяч рабов — строителей пирамид, подгоняющих многотонные каменные блоки один к другому лишь для того, что бы через тысячи лет образованные историки не смогли просунуть между этими блоками даже волосок.
Когда-то давным-давно единого образа эквивалента стоимости не было и это не мешало людям жить и размножаться. Потом образ денег создали и теперь мы не можем представить своей жизни без них.
1