Очень люблю обсуждать фильмы, особенно советские, наполненные глубоким смыслом и душой.
К сожалению, сейчас такие #фильмы почти не снимают. Даже слово "почти" можно не применять в данном случае. Не снимают. Я не жду от нынешних шедевров кинематографа ничего хорошего. От этого грустно.
Но не будем о грустном!
Ведь всегда можно найти, что обсудить. Недавно мы с вами обсуждали фильм "Молодая жена". Было много комментариев и было очень интересно прочитать мнение других людей.
Ещё один мой любимый фильм - "Мужики"
На мой взгляд, фильм чем-то очень сильно похож на фильм "Молодая жена", упомянутый мною выше. Не сюжетом, ведь история другая.
И режиссеры вроде разные, но как схоже!
Возможно, это мне только кажется, просто оба фильма про жизнь простых деревенских советских людей, и снято практически в одно и то же время. Отсюда и сходство.
Задействованы прекрасные актёры - Александр Михайлов, Пётр Глебов, и многие другие. Они просто не могут выглядеть на экране плохо и неправдоподобно.
Чем меня цепляет этот фильм? Наверное, своей проникновенностью в самые закрома человеческой души. Здесь в каждом человеке перед зрителем раскрываются те самые качества, которые мы очень ценим. А если не ценим, то всё равно, понимаем. И не осуждаем.
Может ли сюжет фильма повториться в теперешней реальной жизни?
Главное, на чем основан сюжет - это самоотверженный поступок Зубова Павла Матвеевича. Он берёт себе на воспитание по сути абсолютно чужих троих детей. Среди них родная только дочь, и то, можно сказать, что она ему пока чужая, так как он не участвовал ранее в её судьбе и воспитании.
Могло ли такое произойти в наше теперешнее время?
Теоретически - да, всё возможно. Но по факту, конечно, это было бы сложно чисто бюрократически.
Кто такой этот Зубов? По какому праву он берёт детей? Кто позволил бы ему это?
Судя по фильму, раньше к таким вещам относились проще.
О том, что его бывшая возлюбленная родила ребёнка, девочку Полину, он, конечно же знал. Судя по сюжету, он осведомлен о том, как складывалась её жизнь.
То, что Полина - родная дочь Павла, бывшая возлюбленная призналась родителям Зубова перед своей смертью.
Думаю, что они об этом догадывались и раньше. Ведь дочь похожа на него. "Как две капельки". Могли ли родители Павла не заметить сходства девочки и своего родного сына? Это сомнительно.
Так почему же они молчали раньше? Почему надо было ждать 13 лет?
Мать Павла очень мучается и страдает, ведь она по факту была инициатором их разлуки. Она наговорила про невесту Павла всякие дурные домыслы, которые сама же приняла за правду. Теперь искренне жалеет об этом, но изменить уже ничего нельзя.
Павел не хотел брать детей, особенно всех сразу. Это его нежелание вполне объяснимо, многие его понимают. Человек, который с роду не имел дела с детьми, мучимый угрызениями совести за свой поступок в прошлом и под давлением своих родителей, взваливает на себя тяжёлую ношу и берёт сразу троих детей. Двое из них ещё совсем маленькие и абсолютно чужие.
Он догадывался, что его жена Тамара, которую мы не видим на экране, не захочет такой "неожиданной радости". Но не мог поступить иначе.
В браке (или в сожительстве) с Тамарой не всё гладко. Это явно не та женщина, которая готова пройти с ним огонь и воду, и она, конечно же "дизертировала".
А она разве могла поступить иначе? Тоже, не могла. Ведь если бы она не ушла в этот момент, то всё равно это не закончилось бы ничем хорошим.
Квартирка совсем маленькая, и тут в ней появляются чужие дети - девочка-подросток и два маленьких непоседливых пацана.
Все заботы легли бы на плечи Тамары. Она испугалась. Смалодушничала. Для неё это было как гром среди ясного неба. Мы все это понимаем.
В фильме, конечно же, её поступок негласно осуждается. Отрицательных героев там мало, но Тамара - один из них. Но я её не осуждаю.
Другой отрицательный герой - это художник, отец маленького Павлика. Его жаль, но совсем немного. Он виноват во многом. Он должен был быть рядом с сыном. Даже с двумя сыновьями. Ведь чернявый Стёпка стал жить с ними с его согласия, его не считали чужим ребёнком. Но пагубные пристрастия оказались важнее семьи, как это часто в реальной жизни бывает.
В сцене на вокзале, где дети и нерадивый отец случайно встретились, в тот момент, когда перед отправкой поезда художник стоит за окном и прощается с сыном (он обращается именно к Павлику), видно, с каким презрением смотрит на него Зубов.
Но в этот момент он не думает о том, чтобы отдать мальчишек этому "отцу" на воспитание.
Как бы тяжело ему не было, он идёт до конца и со своего пути не сворачивает. В первую очередь, ради дочери. Она без братьев никуда не поехала бы. Но и потому, что он понимал, что мальчишкам нужен нормальный отец, и он сам вполне годился на эту роль.
Фильм пронзительный от начала до конца. В нем есть очень сильные сцены, которые выбивают слезу. Для меня это сцена, когда Стёпка включает проигрыватель и весело пляшет, в то время, как все с грустью и болью смотрят на него. Второй момент в фильме - когда верный пёс бежит за машиной.
Могли ли герои фильма поступить с детьми как-то иначе?
На мой взгляд - да, могли. Хотя, могу и ошибаться.
От такого резкого и неожиданного витка в жизни страдали все. Счастлив однозначно никто не был.
- Полина отца своего почти не знала. Она - девочка-подросток, можно сказать, молодая девушка. Комфортно ли ей было ехать куда-то за тридевять земель, при этом видя, что он сам не очень-то всему этому рад и она с братьями ему в тягость?
- Мальчишки, хоть и маленькие, но тоже были явно не в своей тарелке. Хотя по фильму этого не видно, они вроде рады всему, что их окружает. Но дети не могли не переживать по поводу всех этих внезапных перемен.
- Родители Павла вроде бы добились того, чего хотели - пристроили детей в надёжные руки и спасли их от детского дома. Но прекрасно понимали, какой хомут надели на шею своему сыну. И это их тяготило.
- Павел, конечно же, пострадал сильнее всех, он потерял женщину, с которой жил последние годы и которую, наверное, он всё-таки любил. Он привёз в свою жизнь огромную заботу. Было бы кому-то легко и радостно на его месте? Сомневаюсь.
- Невидимая Тамара пострадала от этого не меньше. Ее семья разрушилась в один момент, хотя она сама собственноручно её разрушила. Не думаю, что это был для неё очень простой выбор.
А поступить можно было бы, возможно, следующим образом.
В какой-то момент в фильме произносится фраза, что родственница по имени Валентина готова взять опеку (формально), а жить дети будут как раньше. Валентине отказали по состоянию здоровья.
Но почему нельзя было формить опеку на Павла, и оставить детей жить в их доме, или у бабушки с дедушкой? Всем сказать, что они здесь в гостях, никто бы особо не придирался. И так было бы лучше всем. Дети здесь привыкли и прекрасно справлялись. Бабушка и дедушка всегда рядом. Отец приезжал бы чаще и забирал бы их иногда к себе.
Как вы думаете, мог ли получиться такой вариант?
Возможно, что я не вижу каких-то очевидных препятствий, почему они так не сделали.