Найти тему
soullaway soullaway

Разнообразие проектов шведских металлистов.

Шведские группы мне всегда нравились. Есть в них какая-то изысканность и особый мелодизм. Причем речь не только о рок-музыке. Шведские поп-музыкальные группы Abba, Army of Lovers, Ace of Base, Roxette прекрасны, сочинившие массу гениальных поп-мелодий. По крайней мере, я знаю любителей рок-музыки, с удовольствием слушающих их. Если человек не зашорен и у него есть мало-мальский вкус, то по паре песен у каждой из этих групп он для себя найдет. Музыкальные традиции в этой стране есть. И поэтому неудивительно, что и тяжелый рок прочно пустил в Швеции корни.

Началось все с ярких глэмстеров Europe и гитариста-виртуоза Ингви Мальмстина, работающего в жанре неоклассик-метал, который тоже заслуживает отдельного материала. А в 90-е года в Швеции сложилась уникальная экстремальная сцена, представленная и думом, и дэтом, и блэком, и индастриэлом. Всех заслуживающих внимания исполнителей охватить в одном посте задача нереальная. Я бы хотел заострить внимание на трех ярких личностях, каждая из которых является создателем и вдохновителем сразу нескольких проектов. Всегда интересны музыканты, которым тесно в рамках одной группы и зачастую одного жанра. О таких многостаночниках из Швеции сегодня мы и поговорим.

Начнем мы с гитариста Майкла Эммота, который известен, прежде всего, по группам Arch Enemy и Spiritual Beggars. Но эти группы появились в жизни Майкла не сразу. Первая его группа, Carnage, появилась, когда ему было еще 18 лет, в 1988 году. Как и многие группы, в которых играли совсем еще юные начинающие музыканты, Carnage просуществовали недолго, всего 3 года, и в 1991 году распались, успев, правда, выпустить один альбом. Материал на том альбоме обычный хрестоматийный дэт-метал, местами, впрочем, с попадающимися интересными ходами. И это неудивительно, поскольку Carnage оказались настоящей кузницей кадров шведского экстремального метала.

-2

Соратники Майкла Эммота оказались тоже непростыми ребятами и после Carnage основали группу Dismember, ставшую впоследствии классикой дэт-метала шведской школы. Ну а что касается нашего героя, то его способности были оценены кем надо и он пошел на повышение в состав культовых к тому времени Carcass. Надо отметить, что он не просто занял место гитариста, чтобы автоматически воспроизводить сочиненные уже кем-то риффы. При нем группа вышла на новый уровень и записала два знаковых альбома: Necroticism — Descanting the Insalubrious 1991-го года и Heartwork 1993-го. На этих пластинках Carcass раскрылись по-новому, отойдя от грайнд-коровй долбежки и заиграв техничный дэт-метал со сложными партиями гитар и ритм-секции. В этом была заслуга, в том числе и Эммота.

В 1993-м Эммот совершает на первый взгляд странный поступок и покидает Carcass, являвшихся звездами мирового уровня в своем жанре, решив сосредоточится на собственном творчестве. Сначала он собирает группу Spiritual Beggars, совершенно неожиданно заиграв стоунер-метал. Хотя это для публики неожиданно. Для самого Майкла было логично отдать дань уважения Black Sabbath, на музыки которых он вырос, и гитарист которых Тонни Айомми оказал на Майкла влияние. Группа сразу обратила на себя внимание профессиональных критиков, высоко оценивших дебютный альбом 1994 года, названный так же, как и сама группа, и быстро нашла своего слушателя. Команда существует до сих пор и записала уже 9 альбомов, последний из которых, Sunrise to Sundown, вышел в 2016 году. 4 года – обычный перерыв для Spiritual Beggars, так что ждем свежак, а пока слушаем трек Turn The Tide с альбома Earth Blues.

Но наибольшую известность Майкл получил по работе с группой Arch Enemy. Потешив творческое самолюбие в Spiritual Beggars, Майкл ощутил, что экстремальный метал его отпускать не хочет. Ну а раз так, то от судьбы не уйдешь: в 1996-м году появилась Arch Enemy, ставшая одним из столпов шведского мелодик-дэта наряду с In Flames и Dark Tranquillity и при этом всегда имевшая свое лицо. В 2000-е этим лицом стала очаровательная блондинка Ангела Госсов, ставшая не только соратницей по сцене для Майкла, но и любящей супругой. Видимо, семейная атмосфера благотворно сказывалась на творчестве, так как альбомы 2000-х великолепны! В 2014-м Ангела решила, что от сцены она устала и стала менеджером группы, уступив место у микрофонной стойки Алиссе Уайт-Глаз, с которой группа выпустила уже два альбома. Оценить песню с последнего – Will To Power 2017-го года, и новую фронт-вумен можете здесь.

Ну и рассказ об Эммоте будет неполным, если не добавить, что его гитару можно услышать на альбомах думстеров Candlemass - Dactylis Glomerata 1998-го года. А так же трэшеров Kreator и Annihilator, Enemy of God 2005-го года и Metal 2007-го соответственно. Плюс еще участие в альбомах групп рангом пониже, перечислять которые смысла не вижу, ибо найти эту информацию при желании достаточно легко.

Следующий, о ком у нас пойдет речь – это Петер Тэгтгрен.

-3

Помимо его многочисленных заслуг на ниве музыки, и как автора собственных проектов, и как продюсера альбомов многих скандинавских (и не только) метал-групп, которые записываются в его собственной студии в Стокгольме - Abyss Studio, Петер примечателен еще и тем, что он единственный из шведских экстремальщиков, сумевший попасть в мейнстрим. Конечно, есть еще и опопсевшие на последних трех альбомах In Flames, но у Петера это получилось куда более эффектно.

Начнем с того, что как минимум одну его песню знают многие, при этом понятия не имея об авторе. Да, я говорю о шедевральной с прилипчивым мотивом Shut Your Mouth с альбома Nothing Remains The Same 2002-го года его проекта Pain. Более популярным рингтоном в середине 2000-х на мобильниках того времени была разве что шнуровская тема из Бумера.

Но началось все отнюдь не с Pain. Первой его группой, если не считать Conquest, в которой он играл, будучи подростком, была Hypocrisy, собранная в 1990-м и взявшая курс на классический дэт-метал, который, впрочем, начиная с 1995 года, постепенно трансформировался в мелодик-дэт.

Вообще умение сочинять запоминающиеся мелодии – это конек Петера, и он себя проявляет даже в экстремальном дэтовом звучании. Послушайте песню Eraser с альбома The Arrival 2004 года с великолепным гитарным проигрышем во вступлении.

Группа по-прежнему остается действующим проектом, уже записала 12 альбомов, последний вышел в 2013-м и Петер поговаривает, что пора бы под этой вывеской записать что-нибудь новенькое. Ну а причина, что перерыв такой большой между альбомами – это занятость Петера в других проектах.

С самого начала в рамках Hypocrisy и дэт-метала ему было тесно. В 1994-м вместе с товарищами по основной группе он создает проект The Abyss, играющий блэк-метал. Под этой вывеской было записано два альбома, после чего тот проект был закрыт, как выполнивший свою функцию. Тем не менее, на альбомах можно услышать качественный блэк с фирменной тэгтгреновской мелодикой.

Ну а в 1997 году Петер создает сайд-проект Pain для экспериментов в стиле индастриэл. Знал ли он тогда, что этот сайд проект в будущем превзойдет по популярности Hypocrisy , а каждый альбом стабильно будет в верхушки чартов? Это он сам вряд ли скажет, но факт остается фактом: каждый альбом неизменно пользуется успехом. И творчество этой группы одной Shut Your Mouth не исчерпывается. Вот одноименная песня с последнего альбома Coming Home, где в аранжировке нашлось место и акустической гитаре.

Но окончательно закрепил звездный статус Петера проект Lindemann с, как не трудно догадаться, солистом Rammstein. За тексты и само собой вокальные партии отвечал Тиль, ну а музыку и аранжировку сочинил Петер. Некоторые ругают этот проект за откровенную коммерциализацию и клипы с текстами на грани фола, но этим он и прекрасен, на мой взгляд, балансированием между эпатажем, пошлостью и отличной музыкой, ибо упоминавшиеся не один раз в этом материале способности Тэгтгрена к сочинению въедливых мелодий никуда не делись.

Правда, сам Петер считает свои проекты хобби, а настоящее дело его жизни – это та самая Abyss Studio. Петер очень востребован как продюсер. Среди его клиентов такие монстры как Dimmu Borgir, Children of Bodom, Amorphis, Overkill, Destruction и еще много разных групп! Также не имеет смысла перечислять его гостевое участие в чужих альбомах. Петер один из самых востребованных шведских музыкантов и продюсеров в тяжелом жанре.

Но, сколь бы ни были работоспособны и креативны Майкли Петер, по количеству как собственных проектов, так и гостевых участий тягаться с третьим героем этого материала им тяжело. Ибо это Дэн Сванё (по-шведски правильно именно так произносить его фамилию, а не Свано, как обычно его называют в нашей музыкальной прессе).

-4

Да, в мейнстрим он не попал, но его непоколебимый авторитет в мире тяжелой музыки это компенсирует. Когда я смотрю на список его гостевых участий, у меня складывается ощущение, что у шведских метал-групп существует негласное правило: хочешь записать альбом, который будет иметь хоть какой-то, но успех – позови Дэна Сванё в студию. Неважно, в чем выразится его участие в записи. Хоть он партии бэк-вокала исполнит, хоть на гитаре соляк сыграет, хоть за ударной установкой посидит – это привнесет в альбом необходимую изюминку. Но давайте обо всем по порядку.

Первой группой, основанной Дэном еще в 1989-м году и принесшей ему заслуженную славу и уважение среди коллег-музыкантов и любителей тяжелого рока, была Edge of Sanity. Начинали они с классического дэта, зато потом в каждом альбоме добавляли все новые и новые элементы, в результате чего получилась смесь дэт-метала с прог-метала.

Достаточно сказать, что альбом 1996-го года Crimson, длящийся около сорока минут, состоит из … одной (!) песни. Подобное даже самим Pink Floyd и Genesis не снилось. Но я бы все же порекомендовал для прослушивания альбом The Spectral Sorrows 1993-го года. Там есть и классический шведский дэт, и кавер на Manowar и очень знаковая композиция «Sacrificed», сделанная в духе основателей готик-рока Sisters of Mercy.

Я неспроста сделал акцент на этой песне, ибо следующий проект Дэна Сванё, Nightingale, изначально и задумывался как готик-роковый. И многие фэны Edge of Sanity, услышав Nightingale, были удивлены, ибо Дэн Сванё на нем раскрылся по-новому не только как композитор, но и как вокалист. У Nightingale можно было услышать именно готик-рок, печальный и мелодичный. Можете сами сравнить, насколько непохожи эти группы: вот Edge of Sanity , а вот Nightingale.

Кстати, на дебютнике Nightingale Дэн все инструментальные партии сыграл сам. Тут впервые проявился его талант мультиинструменталиста, который потом много где будет использоваться. В 1999-м году он записывает сольный альбом, представляющий собой смесь дэта и прог-рока, где он снова сам исполнил все инструментальные и вокальные партии. К тому времени он покинул Edge of Sanity, а сама группа через некоторое время распалась, выпустив лишь один альбом без Дэна. При этом Nightingale, превратившись в полноценную группу, куда Дэн привлек своего брата Дага, существование продолжил, и записывал альбомы, последний из которых вышел в 2014-м году. Сейчас это уже не готик-рок, а прог-метал.

В 1998-м году Дэн влился в состав дэт-метал группы Bloodbath, являющейся по сути супер-группой, куда вошли музыканты из весьма известных групп, таких как Opeth, Katatonia, а за вокальные партии отвечал сам Ник Холмс из Paradise Lost. Дэн в такой звездной компании скромно сел за ударную установку. Кстати, в составе этой группы он ненадолго пересекся с Петером Тэгтгреном. Впрочем, они успели плодотворно поработать и во время записи альбома Pain Nothing Remains the Same.

Также стоит отметить его участие в дэт-метал группах Pan.Thy.Monium и Infestdead, и блэк-метал группе Diabolical Masquerade. В 2010 под вывеской Odyssey Дэн записал любопытный сборник каверов под названием Reinventing the Past, куда вошли переосмысленные Дэном песни таких групп, как Rainbow, Uriah Heep, Candlemass, Depeche Mode и даже звезды евро-диско Сандры.

Последняя по дате основания на сегодняшний день группа Дэна Сванё – это Witherscape, играющая столь любимый им прогрессивный дэт-метал.

Группа записала пока что два альбома, последний, The Northern Sanctuary, вышел в 2016-м. И что-то мне подсказывает, что от Дэна мы еще много чего интересного услышим.

Да, а как же гостевое участие в чужих альбомах, спросите вы? Ну, тут перечисление займет очень много времени. Начнем с того, Дэн работал с разными группами как продюсер, среди них Theatre of Tragedy, Opeth, Marduk, внезапно (!) российская мелодик-дэт и металкор группа Scartown и много других, мало известных широкому слушателю. В более чем пятидесяти группах участвовал в качестве приглашенного инструменталиста или вокалиста, в том числе таких как Katatonia и Therion. Особенно хочется отметить его участие в альбоме последних Theli. Это настоящий шедевр метал-музыки. Никто так органично не смешивал звучание симфонического оркестра и метал-саунда. Впрочем, основная заслуга там все же не у Дэна, при всем к нему уважении, а музыкантов Therion, которые заслуживают отдельного разговора.

По традиции, надо что-то умное сказать в заключении, но, честное слово, добавить мне нечего. За музыкантов лучше всего говорит их музыка, поэтому слушайте и открывайте для себя новое.

А на сегодня у меня всё, спасибо вам за внимание и надеюсь, было интересно.